19 декабря 2003 г. исполнилось бы 75 лет Николаю Александровичу Дондукову – одному из основателей направления конвертирования авиационных двигателей, создателю и главному конструктору Куйбышевского (Самарского) конструкторского бюро машиностроения, в дальнейшем заместителю министра авиационной промышленности СССР, под руководством которого был обеспечен перевод отечественного машиностроения на выпуск двигателей четвертого поколения.

Н.А.Дондуков Свою трудовую биографию Николай Александрович начал в 1952 г. после окончания моторного факультета Куйбышевского авиационного института (ныне СГАУ). Судьба свела его с Николаем Дмитриевичем Кузнецовым, главным конструктором тогда еще никому неизвестного ОКБ, расположенного в нескольких десятках километров от Куйбышева, в поселке с редким названием Управленческий. За несколько лет работы он зарекомендовал себя не только как хороший организатор, но и инженер с широким кругозором. Начав работу конструктором нестандартного оборудования, он за короткий период проходит путь от руководителя бригады, до главного конструктора. У Дондукова был особое чутье на новизну и на конечный результат продукции. Идея конвертировать авиационные двигатели, превращая их в силовые установки по перекачке газа, была сразу оценена Николаем Александровичем, а ее творческое воплощение вывело нашу страну в лидеры по производству газоперекачивающих станций с авиаприводом. Двигатель НК-12СТ (модификация НК-12 со свободной турбиной) был создан под непосредственным руководством молодого 36 летнего главного конструктора. Топливом для него являлся очищенный природный газ, который забирался непосредственно из газопровода. Простое, оригинальное решение позволило стране в короткий срок полностью выйти из зависимости от поставок западных газоперекачивающих станций. Опытно-конструкторские наработки при проектировании двигателя для перекачки газа послужили заделом по производству двигателей, работающих на криогенном топливе и сжатом природном газе.

Первый орден Ленина из рук Н.Д.КузнецоваВ 1964 г. Дондуков возглавил ККБМ (Куйбышевское конструкторское бюро машиностроения), которому было поручено направление по разработке жидкостных ракетных двигателей, в том числе для Лунной программы СССР. Под его руководством создавались ракетные двигатели НК-31 и НК-39. ЖРД, работающие на кислороде и керосине, выполненные по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа в камере сгорания и по сей день являются передовыми, с точки зрения как тяговооруженности, так и экологической безопасности. Помимо ракетной тематики в ККБМ продолжались работы по увеличению ресурса двигателей НК-12М и НК-12МА, создается двигатель НК-144А для Ту-144 и НК-22 для Ту-22.

НК-12СТРакета-носитель Л3-Н3Как руководитель КБ Николай Александрович работал интенсивно, завоевывая одну позицию за другой. Мягкий стиль руководства сочетался в нем с умением добиваться намеченных целей. Причем искусство общения с подчиненными создавало в КБ прекрасную творческую обстановку. Он умел убеждать собеседника своим поразительным обаянием, уверенностью в успехе дела. Дондуков был инициатором «мозгового штурма». Если в изделии обнаруживался какой-либо дефект, он собирал специальную команду, куда включались специалисты всех отделов. Обсуждали разные версии, спорили, возражали, создавали план мероприятий. При этом каждый получал задание. Знание всех процессов конструирования, изготовления и эксплуатации двигателей — свидетельство высочайшей компетенции Николая Александровича как главного конструктора.

НК-31Выдающиеся личные качества не остались незамеченными. С 1974 г. Н.А.Дондуков – заместитель министра Министерства авиационной промышленности СССР. Приняв дела в министерстве, он сразу ввел свой стиль работы – систематические заседания НТС по самым актуальным темам, совещания с заказчиками, строгий спрос за выполнения решений, проведение мероприятий в строго назначенное время, несмотря ни на что. Большой круг возложенных на него задач не позволял расслабляться. Работа без праздников и выходных, по 13-15 часов в день, казалась, была неутомительной для этого волевого человека. Строительство моторного завода в Уфе, разворачивание серийного производства газоперекачивающих станций на авиационных двигателях и их широкое внедрение на газопроводах по всей стране – лишь малая толика вклада заместителя министра в становление мощи государства. При непосредственном участии Николая Александровича промышленность начала переход к освоению авиационных двигателей четвертого поколения.

Дондуков с Кузнецовым в ПарижеК сожалению, большие эмоциональные нагрузки не позволили довести все задуманное до конца. Внезапно 30 января 1983 г. Николая Александровича Дондукова не стало. Государство высоко оценило его заслуги: Государственная премия СССР, ордена Ленина, Трудового Красного Знамения, Октябрьской Революции – награды, безусловно, достойные такого человека.

Дондуков в редкие часы отдыха с семьейПод руководством Николая Александровича вырос ряд талантливых руководителей производства. Это и бывший заместитель министра СССР, ныне руководитель АССАД В.М. Чуйко, начальник гланого управления МАП, ныне генеральный директор ОКБ им. А.С. Яковлева О.Ф. Демченко, председатель правления, генеральный директор ОАО “Мотор Сич” В.А. Богуслаев, генеральный директор ОАО “А. Люлька-Сатурн” В.М. Чепкин и др.

Идут годы, уходят в небытие события, но о Дондукове напоминает многое. Как памятник возвышается построенное при его участии прекрасное здание Куйбышевского КБМ, база отдыха, расположенная на берегу Волги. Но самое главное – память о нем в людских сердцах.