Тимофей Забалуев

Борис Сидоренко

7 декабря 2003 г. состоялось торжественное открытие 8-го международного аэрокосмического салона «Дубай-2003», который на несколько декабрьских дней стал крупнейшим смотром мировой авиации. Открывший выставку наследный принц Дубая министр обороны ОАЭ шейх Мохаммед Бин Рашид Аль Мактоум в сопровождении многочисленной свиты посетил смотровую площадку, а также западный и восточный павильоны, где была представлена продукция 550 участников из 36 стран. В авиасалоне «Дубай-2001» принимали участие 450 фирм и компании из 33 стран мира. Так что последний авиасалон в Дубае стал самым представительным за всю его историю.

Пожалуй, наиболее интересные экспозиции представили на салоне всемирно и известные фирмы «Эрбас» и «Боинг». В частности, европейская фирма «Эрбас» на своем стенде разместила макет самого крупного в мире самолета А380, который еще только появится в ближайшем будущем, почти в натуральную величину. Вместе с тем уже на прошлом салоне «Дубай-2001» авиакомпания Emirates подписала крупнейший контракт на сумму $15 млрд с фирмами «Эрбас» и «Боинг», согласно которому она приобретает 68 самолетов, в том числе 22 А380, рассчитанных на 559 пассажиров, и 25 широкофюзеляжных В777. И если на нынешней выставке А380 можно было увидеть только в макете, то B777-300 с надписью на борту «Emirates» выставили на смотровой площадке, и он вызвал повышенный интерес у участников салона. Кстати, В777-300 Emirates Airlines уже несколько месяцев эксплуатируют на линии Москва — Дубай.
Большое внимание привлек бразильский пассажирский самолет Embraer 170. Это представитель целого семейства воздушных судов вместимостью от 70 до 110 пассажиров. Для аккредитованных на авиасалоне журналистов был устроен показательный полет, во время которого они смогли воочию убедиться в хороших эксплуатационных качествах этой машины и ее конкурентоспособности.
Российские предприятия под эгидой «Рособоронэкспорта», сотрудничающего сегодня более чем с 60 странами и имеющего представительства в 33 из них, представили широкий спектр оборонной авиационной продукции. Посетители салона смогли убедиться, что российская авиатехника отвечает самым современным требованиям, обладает широкими функциональными возможностями при относительно низкой себестоимости и неприхотливости в эксплуатации. Высокую репутацию завоевали покупаемые в мире самолеты «МиГ» и «Су», вертолеты Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор», Ми-28. Большое значение отечественная промышленность придает модернизации авиатехники, поставленной в зарубежные страны. В этом отношении хорошие экспортные перспективы и имеют истребители МиГ-21-93 и МиГ-29. В экспозиции отечественных предприятий можно было увидеть и другие новейшие модификации боевых самолетов и вертолетов, авиационных двигателей и оборудования, боеприпасов, вспомогательных систем, а также перспективные разработки и программы модернизации образцов военной техники. Масштабные стенды представили «Сухой», «Салют», «МиГ», МВЗ им. Миля, Казанский вертолетный завод, ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», Роствертол, целый ряд других предприятий.
Летчик-испытатель Евгений Фролов продемонстрировал в дубайском небе высокие летно-технические качества истребителя Су-27СК. Всеобщий восторг вызвали выполненные им фигуры высшего пилотажа, в частности «Кобра».
К сожалению, производители отечественной гражданской авиатехники были представлены значительно слабее, нежели военной. Не увидели Эмиратах авиалайнеров Ту-204 и Ту-214, которые, по мнению экспертов, способны фигурировать не только на Азиатско-Тихоокеанской рынке, но и в Европе. На этом фоне оптимистично прозвучало выступление руководителя российской делегации, первого заместителя генерального директора Росавиакосмоса Валерия Воскобойникова на пресс-конференции в Дубае. Он заявил, в частности что зa последние четыре года объем производства в авиапроме увеличился почти в три раза, преодолен пик его падения, который пришелся на 1999 г.
Темпы роста производства в авиапромышленности опережают соответствующие показатели промышленности по стране в целом, а производство гражданской авиатехники в этом году превысило объемы в военной области. Как отметил Валерий Воскобойников, российская авиапромышленность с оптимизмом смотрит в будущее. В этой связи он обратил внимание на расширение кооперации с такими ведущими фирмами, как «Боинг» и европейский концерн EADS. «Мы выходим на новый уровень сотрудничества с ними, учитывая новейшие тенденции в производстве и развивая новейшие образцы авиатехники», — сказал он.
По словам В.Воскобойникова, Россия намерена активно участвовать во представительных авиасалонах 2004 г., в частности в Сингапуре, Берлине, Фарнборо, Чили. Это говорит о серьезном развитии отечественной промышленности. В настоящее время идет сертификация ряда летательных аппаратов, уже есть заказы на новые образцы российской авиатехники, В их числе он отметил гражданские самолеты Ту-204 и Ил-96. Он сообщил также, что завершается сертификация ближнемагистрального самолета Ту-334, который, по оценкам экспертов, представляется наиболее востребованным на российских внутренних авиалиниях.
На авиасалоне в Дубае внимание специалистов и посетителей салона привлек самолет Ан-26В-100 — современная модификация серийного Ан-26. Выполнена она на Иркутском авиазаводе №403 ГА. Дополнительное оборудование обеспечивает возможность его использования в пассажирском, грузовом и конвертируемом вариантах.
Содержательную экспозицию представили в Дубае украинские авиастроители. Министр обороны ОАЭ шейх Мохаммед Бин Рашид Аль Мактоум посетил стенд Харьковского государственного авиационного производственного предприятия, где генеральный директор Павел Науменко рассказал высокому гостю о самолетах Ан-140, Ан-74ТК-200, Ан-74ТК-300 и перспективной разработке Ан-148, которая сейчас находится в стадии подготовки производства. На стенде, в шале и на статической стоянке ХГАПП побывали не только официальные лица и руководители авиационных администраций и авиаперевозчики ОАЭ, Египта, Турции, ряда других стран. Авиакомпании региона являются весьма требовательными покупателями, поэтому повышенное внимание к украинской технике в странах арабского мира свидетельствует о ее растущей репутации.
Кстати, Украина намерена в 2005 г. стать крупнейшим поставщиком региональных турбовинтовых самолетов на мировой рынок. По словам генерального директора ХГАПП П.Науменко, производство самолета Ан-140 размещается на площадках в Харькове, Исфахане (Иран), Самаре (Российская Федерация). В 2004 г. ХГАПП совместно с Самарой и Исфаханом планирует изготовить от 20 до 25 Ан-140, а в 2005 — до 35 машин. В 2004-2005 гг. завод в Исфахане выпустит соответственно 6 и 8 машин, Самарский завод — 4 и 5 машин. До 80% выпускаемых Ан-140 ХГАПП предполагает поставлять на внешние рынки. В качестве базового рынка, помимо Украины, для Ан-140 Науменко назвал Россию, Казахстан, Ближний Восток и Северную Африку. Он отметил, что кризис технического состояния устаревшего авиационного парка уже начался, и к 2005 г. проблема обновления парка региональных самолетов будет требовать немедленного решения.
Вызвали интерес экспозиции харьковских предприятий «ИитерАМИ» и «ФЭД», киевского «АВИАНТ».
В целом авиасалон «Дубай-2003» показал, что России, а также Украине, есть что экспортировать. Повышенный спрос на российскую авиапродукцию военного назначения — тому наглядное подтверждение. Что же касается гражданской авиатехники отечественного производства, то нужны более энергичные меры по ее продвижению на мировой рынок.
На авиасалоне «Дубай-2003» подписан ряд сделок на сумму, превышающую $3,5 млрд. В частности, авиакомпания Qatar Airways закупила у европейского концерна Airbus самолетов на сумму $1,2 млрд. Не менее крупную сделку заключила авиакомпания Emirates, которая приобретает у американских General Electric и Pratt and Whitney двигатели на сумму почти в $1,5 млрд для ранее закупленных аэробусов. «Над этим контрактом мы начали работать еще на авиасалоне в Ле Бурже, но приурочили его подписание к авиасалону «Дубай-2003», — заявил один из представителей эмиратской авиакомпании. По его словам, обнародование таких внушительных сделок, несомненно, придает дополнительный вес авиасалону.
Такую тактику считает правильной и руководитель делегации «Рособоронэкспорта» Михаил Завалий. Он подчеркнул, что «Рособоронэкспорт» и представители других российских оборонных компаний провели немало серьезных предварительных переговоров с представителями данного региона.