Александр Дондуков
Валерий Новиков
Российский тяжелый истребитель МиГ-31 остается лучшим представителем своего класса боевых самолетов, что в очередной раз подтвердили 23 мировых рекорда в классе самолетов с взлетным весом 35000-45000 кг, которые установили в сентябре 2003 г. летчики ВВС В.Гуркин, А.Козаченко, А.Пестриков и С.Серегин. Мы искренне поздравляем наших военных летчиков, хоть и приходится признать, что столь приятное для самолюбия российской авиации событие могло произойти намного раньше, если бы в период освоения МиГ-31 в ВВС и годы «шоковой терапии» до этого дошли бы руки. Как же складывается судьба «31-го» сегодня?
МиГ-31

МиГ-31

На сегодняшний день и в ближайшей перспективе наиболее эффективными направлениями использования Миг-31 являются применение его в качестве ударного самолета с дальностью действия высотного оружия более 1000 км; самолета-разведчика, работающего в перспективном информационном пространстве, а также возвращаемой первой ступени (разгонщика) современных и перспективных комплексов для решения задач ПВО и вывода спутников на низкие орбиты. Руководство ВВС демонстрирует озабоченность судьбой лучшего в мире тяжелого истребителя, но финансовые ресурсы, выделяемые на модернизацию и развитие самолета, не обеспечивают и десятой доли реальных потребностей. А ведь МиГ-31 — это «интеллектуальная нефть»  нашей страны, мы должны и можем организовать работу по самолету в рамках экономической, военной и политической выгоды. Авторы данной статьи сочли необходимым подробно остановиться не на военных перспективных разработках (явно недооцененных в экспортном отношении), а на мирном применении МиГ-31 для запуска спутников и решения задач по исследованию околоземного пространства.

В последние годы стремительно развиваются технологии, использующие спутники в качестве сложных датчиковых и информационных систем. Это, в свою очередь, обуславливает возрастающий интерес военных, государственных ведомств и коммерческих структур к стоимости, организации и способу запуска спутников. Анализ современных научных достижений позволяет сделать уверенный прогноз о смещении производства и использования спутников в сторону легких и перераспределении задач между классами спутников. По данным мировых статистических обзоров, в начале XXI в. число запусков спутников массой 100-300 кг уменьшилось на 35%, в противоположность чему на 68% возросло число планируемых к запуску спутников массой 1-100 кг. Из-за стремительного прогресса в области нанотехнологий, выработки ресурса спутников, находящихся на орбите, сокращения числа ракет-носителей выпуска предыдущих лет, к 2010-2015 гг. установится окончательный приоритет спутников класса 1-100 кг. Существующие системы запуска стационарного базирования становятся коммерчески неадекватными создающейся ситуации.

В качестве основной альтернативы на первый план выходят системы запуска спутников с воздушных платформ. Применение самолетов в качестве ступеней средств выведения спутников позволит отказаться от создания и использования стартовых комплексов прошлых лет, повысит оперативность по выбору места и времени запусков. В условиях нестабильности международной обстановки, возникновения очагов напряженности в различных районах земного шара часто возникает необходимость получения оперативной информации об интересующих районах. Запуск малых спутников различного назначения может решить эту проблему. В условиях, когда каждый запуск ракеты-носителя запланирован на несколько лет вперед, возможность осуществить оперативный запуск малого спутника и создать необходимую орбитальную группировку обеспечит информационное преимущество военно-политического руководства страны.

За рубежом первые опытные работы этого направления были начаты в США созданием транспортной космической системы «Пегас» с самолетом-носителем «Тристар» L-1011 и летающей лабораторией B-52. В ходе первых испытаний ракетой «Пегас XL» был выведен на орбиту спутник SТEP-1 массой 347 кг. Одновременно рассматривался вывод на орбиту спутников с помощью истребителей F-15, для чего была разработана программа ASAT, закрытая в 1988 г. Альтернативой ей стала программа RASCAL (Responsive Access, Small Cargo and Affordable Launch), подразумевающая создание к 2006 г. многоразовой ступени, способной взлететь с обычной полосы, и одноразовой ракетной ступени.

Большинство коллективов-разработчиков за основу своих проектов взяли военные самолеты, ставя задачу проведение запуска ракетной ступени в диапазоне высот 20-30 км с выходом на число М=3. Из зарубежных самолетов кандидатов на эти полеты нет, поэтому многие иностранные фирмы-разработчики останавливают свой выбор на носителях типа С-130 (подразделение MLM израильской фирмы IAI с ракетным носителем «Шавит-LK») или на создании коммерческой беспилотной многоразовой системы (США, фирма «Спейс Эксес LLC»), первая ступень которой представляет собой воздушно-космический самолет, взлетающий с обычного аэродрома. Рассмотренные проекты представляют первое поколение разгонщиков. Создание второго поколения — задача более позднего этапа работ с обеспечением выхода на высоты до 100 км и число М=10. Стартовая позиция России в этом поле деятельности более предпочтительная, в первую очередь благодаря наличию разгонщика первого этапа — самолета МиГ-31, который максимально оптимизирован под эти задачи и уже сейчас способен вывести ракетную ступень весом до 8-10 т на высоту более 20 км и обеспечить ей стартовую скорость 3000 км/ч. Достаточно широк выбор отечественного ракетного носителя под каждую заданную траекторию с возможностью адаптации к платформе. Коммерческие компоненты комплекса и его широчайшие перспективы очевидны.

Комплекс запуска спутников с самолета МиГ-31 может родиться и развиваться только в новой организационной среде, являющейся результатом усилий самолетостроителей, ракетчиков, разработчиков аппаратуры и средств обеспечения запусков. Это должен быть старт в освоение ближнего космоса с целью создания аэрокосмической структуры, на базе которой позже могут развиваться аэрокосмические силы ВВС России, решаться задачи использования ближнего космоса для нужд геофизики, метеорологии, экологии, информатики. Сегодня в мире существует широкий спектр финансируемых геофизических задач, которые уже завтра можно решать с использованием МиГ-31, способного запускать серию геофизических ракет, зондирующих пространство до высоты 60-80 км для прогнозирования аномальных явлений природы.

В 1993-2003 гг. научно-исследовательские учреждения России провели цикл работ по определению проблем создания комплекса оперативного контактного зондирования крупномасштабных атмосферных аномалий. Исследование заатмосферного и атмосферного пространства Земли осуществляется посредством радиозондов, рассеиваемых с МиГ-31 с помощью небольших ракет-носителей и специализированных ДПЛА. Сбор информации с ДПЛА и передачу ее в реальном времени на землю осуществляет МиГ-31.

Летно-технические характеристики МиГ-31 делают комплекс уникальным по высоте и площади области исследований, а также скорости перемещения в исследуемом пространстве. На земле работу обеспечивают метеорологические и информационные системы. Дальнейшее совершенствование комплекса происходит включением в обработку материалов низкоорбитальной системы спутниковой связи. Реальной задачей первого этапа является организация контактного зондирования тропических циклонов, озоновых аномалий, экологического мониторинга атмосферных загрязнений.

Перспективный коммерческий потенциал аэрокосмических систем ближнего космоса позволит им через 10-15 лет вытеснить чисто авиационные комплексы. Легко представляется международная составляющая этой деятельности и политические выгоды от международной кооперации. Ныне же волна успехов экспорта авиатехники вчерашнего дня породила увлечение созданием самолетов 5-го поколения в лице усовершенствованных образцов МиГ-29 и Су-27. Столь необоснованная расстановка приоритетов дезориентирует авиационную общественность и правительство: снимая шляпу перед МиГ-31, они стоят к нему спиной в тумане сиюминутных коммерческих интересов. Россия, стремясь сохранить статус мировой авиационно-космической державы, может позволить себе только сильные ходы. Аэрокосмические системы освоения ближнего космоса, состоящие из самолетов-платформ и стартующих с них ракетных комплексов, должны стать самостоятельным инженерным, финансовым и организационным видом деятельности в рамках Государственной федеральной программы.

Самолет МиГ-31 попал в зону нейтрального отношения как авиаторов, неспособных отрешиться от образа сверхзвуковых «самолетов-мушкетеров», так и ракетчиков, увлеченных освоением дальнего космоса и часто «спотыкающихся» в атмосфере. МиГ-31 не нужен ни тем, ни другим, но он необходим стране, и об этом мы призываем сегодня задуматься.