Игорь Григорьев Ассоциация аэрокосмической индустрии Франции (GIFAS) была создана в 1908 г. В нее входят 215 компаний – от крупнейших производителей до малых предприятий, специализирующихся на научных и опытно-конструкторских разработках, производстве, коммерческой реализации и обслуживании разнообразных авиационных и космических программ и техники.

Объектами деятельности GIFAS являются гражданские и военные самолеты, вертолеты, двигатели, реактивные снаряды и ракеты, космические корабли и средства их запуска, крупные системы, оборудование, узлы и сопряженное программное обеспечение. Раз в два года Ассоциация проводит пользующийся огромной популярностью во всем мире Международный аэрокосмический салон в Ле Бурже.

«Французская аэрокосмическая индустрия, несмотря на переживаемый кризис, вследствие чего прибыль в 2003 г. значительно упала (до 24,6 млрд евро), а заказы снизились до 25,4 мрлд евро, имеет все основания гордиться своими достижениями, — отмечал накануне открытия 45-го салона в Ле Бурже президент GIFAS, президент- генеральный директор Европейского аэрокосмического и оборонного концерна Филипп Камю. – После продолжавшегося восьмилетнего подъема портфель полученных заказов вполне достаточен для того, чтобы обеспечить занятость в промышленности в течение последующих четырех лет».

При этом французская аэрокосмическая индустрия, по мнению Филиппа Камю, развивается динамично, инновационно и конкурентоспособно, обладая высококвалифицированной рабочей силой. Промышленность использует наиболее продвинутые технологии, что позволяет расширять сферы влияния на мировых рынках, предлагая выдающиеся продукты, произведенные либо французскими компаниями, либо в кооперации с европейскими партнерами. Иными словами, французская промышленность вполне способна сопротивляться продолжающемуся кризису, усиливать свои лидирующие позиции в Европе и играть видную роль на мировой арене.

«Для того чтобы укреплять свое положение и быть готовой к будущему, индустрия вкладывает огромные ресурсы в научные исследования и разработки, до 14% от получаемой прибыли. Но это дает возможность проектировать и развивать уже сегодня то оборудование, которое мы будем предлагать на мировом рынке в течение 10-15 лет. Такая политика себя полностью оправдывает, и все прошлые и нынешние коммерческие успехи доказывают нашу правоту», — заметил г-н Камю.

Играя стратегическую роль в экономике Франции и сделав основной вклад в развитие аэрокосмической индустрии и военной области, Франция застолбила за собой ведущие позиции на глобальном рынке. Сегодня она – мировой лидер в производстве коммерческих самолетов с числом мест 100 и более, а также в производстве вертолетов. Это составляет 50-процентную долю на рынке магистральных реактивных самолетов, военной авиации, оружейных систем и ракет, а также двигателей для самолетов и вертолетов, всех видов бортового радиоэлектронного оборудования.

В космическом секторе, несмотря на тяжелый кризис, Франция по-прежнему контролирует важную долю на рынке запусков коммерческих спутников и их производства. И фактически 72% прибыли извлекается из экспорта, что является доказательством успеха и превосходства продукции предприятий, входящих в GIFAS.

В сентябре 2002 г. GIFAS совместно с Росавиакосмосом провела в Москве и Нижнем Новгороде авиационный семинар. Цель этого представительного форума – упрочить партнерские отношения между российскими и французскими предприятиями к взаимной выгоде обеих стран.

Французская авиационная и космическая промышленность в настоящее время занимает второе место в мире – на ее долю приходится до 30% всей деятельности в этой области в Европе и более 80% оборота в экспорте. Франция ведет активную политику коммерческого присутствия во всем мире. Она добилась превосходства в сфере высоких технологий и не оставляет без внимания пожелания своих клиентов.

В ходе этого семинара французская сторона неоднократно подчеркивала, что инженеры и конструкторы хотели бы воспользоваться этой встречей, чтобы наладить программы технического, производственного и коммерческого сотрудничества с российскими коллегами. Французские промышленники поддерживают идею обмена технологиями и намерены поделиться своими знаниями и опытом, участвуя в совместных программах в качестве равноправных партнеров.

Кооперация с EADS – пропуск в Европу?

Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (EADS) является второй по величине авиационной, космической и оборонной системой мира. В 2002 г. его оборот составил 29,9 млрд евро.

В настоящее время EADS, владея 100% компании Eurocopter, лидирует по производству вертолетов в мире, а также на рынке ракет-носителей для коммерческих запусков (Ariane), занимает второе место в производстве гражданских самолетов (EADS – основной акционер Airbus с 80% акционерного капитала) и в производстве управляемых ракетных систем (MBDA). Кроме того, концерн занимает третье место в мире по производству спутников (совместно со своим филиалом Astrium) и четвертое место – в производстве военных самолетов, владея 46% программы Eurofighter и 46% фирмы Dassault Aviation.

Отделение «Военно-транспортные самолеты» (МТА) занимает ведущую позицию в мире по продаже самолетов легкого и среднего тоннажа. EADS отвечает также за разработку нового стратегического и тактического транспортного самолета А400М.

Подразделения концерна работают также в области оборонной электроники (С3I. ISR, беспилотные самолеты, радары и т.п.), безопасной телекоммуникации и обслуживания.

В июле 2001 г. в Москве было подписано соглашение о долгосрочном стратегическом партнерстве между EADS и Росавиакосмосом. По большому счету речь шла о вовлечении России в европейские авиационные и космические программы, о предоставлении нескольких десятков рабочих мест для российских высококвалифицированных специалистов, об использовании лучших российских достижений на коммерческих рынках Европы и всего мира. При этом в течение 10 лет оборот от инвестиций в нашу авиакосмическую промышленность должен составить 2,1 млрд евро.

Подписывая этот основополагающий контракт, президент EADS Филипп Камю сделал, помнится, весьма многообещающее заявление. России, по его словам, уже давно пора интегрироваться в европейскую авиакосмическую промышленность. Пришло время как Европе, так и России, объединив накопленный опыт, еще успешнее продвигать свою продукцию на мировом рынке. Ведь европейским партнерам удалось, казалось бы, невозможное – завоевать мировой рынок, оттеснив при этом американцев – лишь объединив усилия и открыв свои рынки друг для друга. Вся история западноевропейской авиастроительной кооперации убедительно свидетельствует о разумности такого подхода. Разумеется, руководителей концерна вдохновил очень яркий пример создания Airbus, благодаря чему удалось развернуть производство высокотехнологичных гражданских самолетов.

Особо подчеркивалось, что европейцы предлагают российским производителям присоединиться к программам, которые либо уже успешно претворены в жизнь, либо готовятся к реализации в ближайшем будущем. Ну а интегрироваться в текущие программы EADS российский авиапром мог бы прежде всего путем получения конкретных производственных заказов, недостатка в которых, как заверил Филипп Камю, российские партнеры испытывать не будут. Забегая немного вперед, заметим, что обещание это сегодня стало реальностью.

Не случайно руководители EADS не раз подчеркивали, что расширение сотрудничества с российской авиакосмической индустрией является неотъемлемой частью стратегии концерна. Реализация комплексной программы предусматривает, в частности, участие российских предприятий в программах Airbus и охватывает все основные этапы создания самолетов – от исследований и поставки материалов до производства отдельных компонентов и узлов на российских предприятиях.

Одним из плановых мероприятий, предусмотренных этой долгосрочной стратегической программой, стал инженерный центр ECAR в Москве, образованный Airbus совместно с Группой компаний «Каскол». А в самом конце 2003 г. был подписан контракт с НАЗ «Сокол» о производстве частей к самолетам семейства А320 в России: механическая обработка элементов частей планера будет производиться на авиазаводе корпорации «Иркут» в Иркутске с последующей сборкой на «Соколе» в Нижнем Новгороде. Вполне реально участие российских предприятий в строительстве А380. Так, в ECAR начались работы по дизайну и внутреннему оборудованию пилотской кабины, а также пассажирского салона. Что же касается грузового варианта А380F, то наши предприятия примут участие не только в конструкторских работах, но и в производственном процессе.

Представляет Франция

Как мы уже упоминали, в GIFAS входят 215 компаний. Но расскажем мы лишь о некоторых.

За последние почти 60 лет Dassault Aviation поставила заказчикам в более чем 70 странах около 7500 военных и гражданских самолетов (57% продукции идет на экспорт). Это позволило фирме накопить огромный опыт в проектировании, производстве и обслуживании всех типов самолетов.

Эта фирма обладает солидной репутацией в области архитектуры сложных авиационных систем. Успех объясняется целым рядом факторов, среди которых опыт в новейших технологиях, глубокое понимание технических, эксплуатационных и финансовых потребностей клиентов, системный подход для обеспечения заданных характеристик и стоимости.

Большой популярностью пользуются самолеты делового класса Falcon, которых продано уже более 1700 машин. Среди них — модели «50EX», «900EX» и «2000», завоевавшие прочное место на мировом рынке.

Однако Dassault куда более известна своими военными самолетами. Достаточно назвать Rafale – легкий многоцелевой двухдвигательный истребитель последнего поколения или высокоэффективный боевой самолет Mirage, находящийся на вооружении ВВС многих стран мира. Последняя его модификация Mirage 2000-5/9 – наследник знаменитого Mirage III. Специалистам о многом скажет и Alpha Jet – учебно-тренировочный и легкий ударный самолет, который производится совместно с Германией. Его новая версия Alpha Jet ATS оснащена самым современным приборным оборудованием, как и на Rafale.

Закономерно, что опыт создания и производства боевых самолетов в сочетании с новейшими технологиями, непосредственно заимствованными из военного и космического секторов, сделал административный самолет Falcon сплавом высоких характеристик, надежности и безопасности. Уже одно то, что ни один другой производитель деловых самолетов не разрабатывает одновременно сверхзвуковые истребители и не использует в таких объемах наиболее современные технологические процессы обработки металлов и композитов, является большим плюсом.

Все самолеты изготавливаются на заводах Dassault. Фирма полностью контролирует процесс производства и отделки, передавая заказчику уже готовую к вылету машину с подготовленным экипажем и наземным персоналом клиента.

На 2006 г. запланирован первый полет модели Falcon FNX. Сохранив все традиционные качества этого делового самолета, новая версия станет первым в мире самолетом административного класса с электродистанционной системой управления, разработанной на базе систем управления истребителей Dassault.

Группа Eurocopter была создана в 1992 г., когда вертолетное подразделение Aerospatiale-Matra (Франция) и Daimler Chrysler (Германия) объединились. Сегодня этой группой полностью владеет концерн EADS.

В настоящее время компания является признанным лидером по производству и экспорту гражданских вертолетов. Владея 30% мирового рынка, Eurocopter более 9000 вертолетов поставил двум тысячам заказчикам в 133 странах.

Во всем мире известны и пользуются заслуженной популярностью легкие однодвигательные вертолеты (EC120B Colibri, Ecureuil/Fennes), легкие двухмоторные машины Ecureuil/Fennes Bi, B0105, EC135/635, BK117, средние двухдвигательные вертолеты (Dauphin/Partner и EC155), модели грузоподъемностью 9-11 т (Super Puma/Cougar) и военный вертолет Tiger.

Стратегия Eurocopter на рынках России и СНГ предусматривает долгосрочную кооперацию и совместную разработку в рамках организуемых СП. Примером такой кооперации можно считать завершающуюся программу создания многоцелевого 32-местного вертолета Ми-38, осуществляемого СП «Евромиль».

SNECMA SA – крупнейший международный авиационно-космический корцерн, специализирующийся в области двигательных установок и оборудования. В числе его клиентов -Airbus, Arianspace, Boeing, Dassault Aviation, Eurocopter; более 1700 авиакомпаний, фирм-операторов вертолетов, ВВС.

Среди мировых производителей двигателей SNECMA отличается тем, что владеет, пожалуй, самым широким спектром технологий, включая двигатели для гражданских самолетов, боевых, учебных и военно-транспортных самолетов, вертолетов, ракет, беспилотных аппаратов, спутников и ракет-носителей с силой тяги от 8 г до более чем 650 т. Помимо этого концерн обеспечивает своим клиентам во всем мире круглосуточное техническое и ремонтное обслуживание.

В области гражданской авиации SNECMA Moteurs – ведущий мировой производитель авиационных и космических двигателей – разрабатывает, производит и реализует на базе своего филиала CFM International (совместное владение 50/50 с General Electric) семейство турбореактивных двигателей CFM56. Эти самые продаваемые в мире двигатели установлены на различных моделях самолетов Airbus и Boeing. SNECMA Moteurs – основной партнер General Electric в работе над двигателем GE90, которым оснащен Boeing 777.

В области военной авиации двигатель М53 из семейства Atar установлен на всех истребителях Mirages 2000, а М88 – на всех модификациях боевого самолета Rafale. Всего же фирма оснащает более 20 типов боевых, учебных и военно-транспортных самолетов в вооруженных силах 41 страны.

В апреле прошлого года подписанием в Париже меморандума о намерениях ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», SNECMA Moteurs и НПО «Сатурн» стали партнерами, разделяющими риск по созданию перспективного российского регионального самолета RRJ. Одновременно SNECMA Moteurs и «Сатурн» подписали соглашение о равноправном партнерстве по созданию турбовентиляторного двигателя SM146 для самолетов регионального и делового класса. Примечательно, что этот двигатель изначально будет разрабатываться и строиться в полном соответствии с требованиями Единой европейской авиационной администрации (JAA), Федеральной авиационной администрации США (FAA) и российского Авиарегистра МАК. Другими словами, отечественные и мировые стандарты будут полностью унифицированы и не возникнет проблем с сертификацией RRJ, который будет ориентирован на западный рынок.

Компания Turbomeca, входящая в концерн SNECMA, является одним из мировых лидеров в области разработки и продаж вертолетных газовых турбин малой и средней мощности. Фирма производит турбины для самолетов и ракет, а также турбины для морского и наземного применения. За 60 лет своего существования Turbomeca выпустила 48 тыс. турбин, общее время работы которых составило 70 млн часов. В настоящее время в 2000 компаний 140 стран работают 18 тыс. турбин Turbomeca.

Эта фирма – лидер рынка вертолетных турбин, которыми оборудованы вертолеты Eurocopter, Sikorsky, Agusta и др. В области самолетных турбин программа Adour разрабатывается совместно с Rolls-Royce, а турбовентиляторный двигатель Larzac – совместно со SNECMA.

Компания SAFT производит никель-кадмиевые авиационные батареи, батареи для вспомогательных силовых установок (ВСУ), аварийные силовые установки, аварийное освещение самолетов, электроснабжение буев и навигационных средств, сопутствующие электронные системы, зарядные устройства, специальные батареи для спутников, ракет и т.д.

Любопытно, что SAFT была первой западной компанией, получившей официальную сертификацию соответствующих авиационных ведомств СНГ. Заключены контракты на комплексные поставки со всеми ведущими авиастроительными предприятиями – «Ильюшин», «Миль», «Яковлев», «Туполев».

Компания Intertechnique поставляет системы циркуляции топлива: бортовые системы подачи топлива, оборудование для систем подачи топлива, гидравлических и пневматических систем, системы оборудования для заправки на земле, системы оборудования для дозаправки в воздухе. Кроме того, эта компания специализируется на хранении, регулировании, подаче кислорода и на оборудовании кислородными приборами. Кислородные маски быстрого применения, системы обеспечения кислородом служат для защиты экипажа и пассажиров. Большим спросом пользуются системы управления воздухом, расчетные устройства наблюдения и контроля (гидравлические системы, электрические реле, подогрев стекол и др.)

Компания Thales Aes (Avionics Electrical Systems), специализирующаяся на производстве электрогенерации, имеет солидный опыт предыдущей работы с российскими самолетостроительными фирмами «Сухой», «Миль», «Камов», «Яковлев», а также с «Аэросилой». Руководство Thales стремится все более активнее работать на российском рынке.

В концерн Zodiac входит группа компаний, занимающихся различными видами high-tech. Бизнес Zodiac базируется на точном выборе динамично развивающихся рынков в основных четырех сегментах, которые приносят концерну 73% от мировых продаж. Концерн разрабатывает и производит аэронавигационные системы и оборудование для жизнеобеспечения пассажиров и пилотов во время полета, топливозаправочные, кислородные и гидравлические системы. Zodiac также специализируется на производстве оборудования для салонов и кабин пилотов: пассажирские кресла, кресла пилотов и многое другое.

Дочерняя компания, входящая в Zodiac, — Aerazur разрабатывает и производит противообледенительные системы, топливные системы для вертолетов, ракет, беспилотных аппаратов, самолетов и т.д., а также широкую гамму продукции для топливных и водяных систем.