Вячеслав Головушкин В преддверии двенадцатого чемпионата мира по вертолетному спорту, который состоится летом 2005 г. в Великобритании, в России был проведен 40-й открытый чемпионат России по вертолетному спорту. В связи с нехваткой финансирования и неподготовленностью вертолетной техники проведение чемпионата находилось под угрозой срыва. И только после того как основную часть расходов взяло на себя Сызранское военное авиационное училище летчиков (Военный институт), чемпионат все же состоялся с 19 по 22 августа на аэродроме «Троекуровка» на базе СВАУЛ (ВИ).

Участие в соревнованиях приняли 11 экипажей, среди которых – два женских и один смешанный. В борьбу за командное первенство вступили пять команд: ЦСК ВВС г. Самары, СВАУЛ (ВИ) г. Сызрани, РОСТО г. Москвы, ЦАК им. В.П. Чкалова РОСТО и ДОСААФ Республики Беларусь. Судейскую коллегию из 20 человек возглавил судья международной категории, мастер спорта СССР Валерий Болвачев. Директором соревнований был назначен начальник отдела боевой подготовки боевых и транспортных вертолетов Управления армейской авиации ВВС полковник Михаил Чирков.

На церемонии открытия соревнований с приветственной речью к пилотам обратился президент Федерации вертолетного спорта России, Герой Советского Союза, генерал-полковник Виталий Егорович Павлов, в недалеком прошлом командующий армейской авиацией. Он пожелал спортсменам бескомпромиссной борьбы и высоких спортивных результатов. После поднятия флага соревнований спортсмены приступили к выполнению упражнений. Погода выдалась хорошей, но немного отвлекала жара: температура доходила до 30°.

В первом же упражнении «Слалом и мастерство» лидерство захватил экипаж ЦСК ВВС из Самары в составе двух заслуженных мастеров спорта — Виктора Коротаева и Николая Бурова. Второе место – у экипажа ДОСААФ Республики Беларусь: мастеров спорта международного класса Александра Грищенко и Анатолия Дятлова. С небольшим отрывом на третьем месте оказался экипаж СВАУЛ (ВИ) г. Сызрани в составе мастера спорта международного класса Виктора Дегтяря и МС Петра Васильева.

В упражнении «Полет на точность» на первое место выходит экипаж СВАУЛ (ВИ) г. Сызрани. Второе и третье места разделили два экипажа ЦСК ВВС: В.Коротаев — Н.Буров и В.Зябликов – В.Гладченко.

После перерыва экипажи приступили к упражнению «Развозка грузов», и снова на первое место вышел экипаж ЦСК ВВС г. Самары. На втором месте – экипаж СВАУЛ (ВИ, на третьем – молодой экипаж сызранского института в составе КМС Александра Лаухина и МС Сергея Шварца.

В упражнении «Точное прибытие по времени со сбросом груза» уверенно лидировали самарцы В. Коротаев и Н. Буров, на втором месте – экипаж ЦСК ВВС г. Самара в составе В. Зябликова и В. Гладченко, на третьем – экипаж из Сызрани в составе В. Дегтяря и П. Васильева.

В командном первенстве первое место уверенно заняла команда ЦСК ВВС г. Самара, с которой занимается заслуженный тренер России Михаил Бибишев. На втором месте – команда СВАУЛ (ВИ) г. Сызрани со своим тренером Петром Васильевым. И на третьем месте – команда ДОСААФ Республики Беларусь (тренер Владимир Звирык).

Отрадно отметить, что команда Республики Беларусь в последние годы не отстает от именитых чемпионов России. Главный тренер сборной команды России по вертолетному спорту Гарри Георков так прокомментировал результаты соревнований: «Сказалась сильная нехватка финансов. Спортсмены РОСТО тренировались по минимуму возможного, тренировочные полеты проводились на одном вертолете, без наличия резервного. Вертолеты, на которых летают спортсмены, требуют основательного вложения средств. Неудивительно, что военные вертолетчики заняли все призовые места – им помогли предприятия, находящиеся рядом с вертолетными базами».

В проведении чемпионата оказали поддержку такие организации, как ОАО «Тяжмаш», самарское ОАО МТС, Сызранское военное авиационное училище летчиков (Военный институт), ЦСК ВВС г. Самары, Управление авиации РОСТО. Спонсорами мероприятия также выступили АКБ «Земский Банк», ООО «Стаер», ООО «Карат», Швейная фабрика им. В.И.Ленина, ООО «Магистраль».

Впереди – чемпионат мира в Англии. Смущает одно, как сохранить титулы сильнейших в мире при мизерном финансировании дорогостоящего вертолетного спорта?