Владислав Крамар

Крупные потенциальные заказчики беспилотной техники в России — «Газпром», РАО ЕЭС, «Транснефть» и др. — пока не вышли из стадии изучения проблемы и не имеют утвержденных программ приобретения БПЛА.

Как заявил «Коммерсант-Авиа» заместитель начальника управления транспорта Департамента инвестиций и строительства ОАО «Газпром» Андрей Грохотов, интерес к беспилотной технике существует, поскольку эксплуатация вертолетов обходится дорого. Одновременно Грохотов говорит, что проблема выбора подходящих БПЛА заключается не столько в их летно-технических характеристиках, сколько в оборудовании для их оснащения, задачах, которых они способны решать.

Владимир Еремин — гендиректор ЗАО «ФНПЦ «НефтеГазАэроКосмос» (эта структура играет роль исследовательского центра нефтяников и газовиков) по просьбе «Коммерсанта» конкретизировал пожелания топливо-энергетического комплекса (ТЭК). По его словам, стоимость съемки трасс газо- и нефтепроводов с вертолета среднего класса (например, Ми-8) обходится в $50 за километр. Использование легкого вертолета снижает расходы в 10 раз, беспилотного аппарата — в 50 раз.

Изучение проблемы использования существующих БПЛА показало, что техника, созданная для Министерства обороны не удовлетворяет требованиям ТЭК, поскольку ее бортовая аппаратура (тепловизоры, лазерные локаторы, газоанализаторы) имеет неудовлетворительные характеристики. Кроме того, Министерство обороны ориентируется на максимальную скрытность, в то время как промышленности, наоборот, требуется хорошо заметная техника. К минусам БПЛА Еремин также относит необходимость создания инфраструктуры и риски потери дорогостоящей аппаратуры, связанные с возможными авариями.

По словам Еремина, ТЭК отслеживает работы в области беспилотной техники, ведущиеся в промышленности, и отметил, что интерес вызывает системный подход корпорации «Иркут». Руководитель «НефтеГазАэро-Космоса» также полагает, что ТЭК не должен финансировать полномасштабную разработку новых БАС, но, наверное, может участвовать в финансировании адаптации существующих систем к своим нуждам.

Еремин также полагает, что внедрению новых авиационно-космических технологий будет способствовать отраслевая программа «Аэрокосмическая и аэромобильная техника ОПК для ТЭК». По поручению Минпромэнерго ее проект готовит «НефтеГазАэроКосмос». Предполагается, что в рамках этой программы министерство возьмет на себя финансирование НИОКР.