Дмитрий Мельников
начальник предприятия
ГУП МТС ГА «Авиатехснаб»
Приоритетная цель обеспечения высокого уровня безопасности полетов воздушных судов обусловливает повышенное внимание Росавиации и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к имеющей место контрафактности авиационно-технического имущества (АТИ), к необходимости идентификации и прослеживаемости процессов его поставок. В решении проблемы учитываются не только западный опыт применения стандартизации поставщиков, но и особенности функционирования государственных предприятий на рынке авиазапчастей. При этом одним из наиболее эффективных действий является создание логистических операторов (провайдеров) АТИ.

Основные этапы истории материально-технического снабжения в отечественной гражданской авиации отчетливо прослеживается на примере становления и развития предприятия «Авиатехснаб». Так, в настоящее время уже очевидно, что один из них — переход от системы централизованного снабжения авиационно-техническим имуществом к полной децентрализации поставок — привел к возникновению хаотичного, неэффективного рынка авиазапчастей и, как следствие, к низкой надежности поставок, недопустимому увеличению времени реагирования на заказы, к многочисленным случаям контрафактного АТИ, а также к отрицанию логистических методов обеспечения поставок и современных информационных технологий.

В таких условиях «Авиатехснаб» как базовое государственное унитарное предприятие отрасли оказался не готовым к быстрой трансформации в логистического оператора по поставкам АТИ, способного оказывать качественные услуги авиакомпаниям по снятию с них «снабженческих хлопот» в обеспечении авиационными ресурсами. Именно упор на внешний аутсорсинг, к которому прибегают мировые лидеры авиаиндустрии, позволяет гибко реагировать на потребности заказчика по объемам, спецификациям, времени поставки — по всему тому, что оказывает самое прямое воздействие на безопасную и бесперебойную эксплуатацию воздушных судов (ВС) как отечественного, так и иностранного производства.

Накопленный научно-практический опыт позволяет по-иному взглянуть на пути решения проблемы эксплуатации ВС с наименьшими простоями и трудозатратами на техническое обслуживание и ремонт, повышение надежности авиапарка, готовности ВС к вылету. Этот опыт затрагивает новую для авиарынка России и СНГ сферу управления цепочками поставок — Supply Chain Management (SCM).

В настоящее время в наукоемких отраслях, к которым относится авиация, коренным образом меняется подход к управлению процессами закупок и материально-технического снабжения на основе этой передовой концепции и технологий. Многие национальные авиакомпании и поставщики АТИ осознали, что с помощью логистики и новейших технологий идентификации и управления процессами в режиме реального времени, можно существенно снизить издержки, улучшить качество обслуживания на всех этапах жизненного цикла изделий. В итоге будут найдены новые системные рычаги управления безопасностью полетов и устойчивостью всей авиатранспортной инфраструктуры, включая систему снабжения. Эти факторы являются доминирующими и играют стратегическую роль в функционировании эксплуатационных предприятий ГА и предприятий авиационной промышленности. Время, качество, гибкость, работа на основе требований международных стандартов становятся самыми критическими факторами в авиационных логистических системах.

Ситуация в сфере гражданской авиации, включая проблемы обеспечения качества и идентификации АТИ, требует дополнения инженерных методов поддержания летной годности ВС методами интегрированной логистики — 8СМ. В ближайшее время нашему предприятию предстоит осуществить переход к принципиально новой операционной среде логистического провайдера, расширить масштабы использования электронного бизнеса, контроля за безопасностью процессов транспортировки и доставки АТИ на основе требований стандартов. Преодоление не только корпоративной, но и отраслевой разобщенности и дезинтеграции представляется нам масштабной проблемой в деле перехода отрасли и ее инфраструктуры на преимущественно инновационные методы развития. С их помощью будет проложен новый путь повышения конкурентоспособности предприятий отрасли.