Евгений Матвеев

Международная авиационная группировка (МАГ) в Республике Судан, предназначенная для воздушной поддержки миссии ООН и ряда других международных организаций сформировалась, в основном, в середине 2005 г.
Состав группировки не постоянен. Ближайшее время, по планам ООН, кроме шести вертолетов Ми-17 вооруженных сил Индии, МАГ должна пополниться российской миротворческой группой из четырех Ми-8МТ. Основу МАГ составляют российские вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТВ, Ми-17 и Ми-8Т.
Оказалось, что конкурентов для наших винтокрылых машин в Судане нет. У европейцев нет вертолетов средней и большой грузоподъемности. Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 абсолютно вне конкуренции, а Ми-8 существенно превосходит средние западноевропейские вертолеты «Пума» и «Супер Пума», которые используются, в основном, для выполнения аварийно-спасательных задач (работают круглосуточно по вызову). «Пума», по меньшей мере, вдвое уступает «восьмерке» по загрузке (максимальное планируемое число пассажиров 10, против 20 у Ми-8). Даже старенький Ми-8Т легко берет 20 человек с грузом, не говоря уже о Ми-8МТВ.
По сравнению с нашими, западные вертолеты — более привередливы, периодическое техническое обслуживание выполняется почти месяц. Однажды командир группы вертолетов «Пума», вывесил листок следующего содержания: «Так как нет интернета, вертолеты «Пума» работать не могут». У россиян такого быть не может по определению, наши летают всегда, даже когда нет связи и воды… Если уж встанут на «прикол», значит лететь действительно невозможно.

Базирование МАГ

Аэродромная сеть в Республике Судан достаточно развита для Африки и включает целый ряд аэродромов: Хартум, Эль-Обейд, Эль-Фашер, Джуба, Дженейна, Ньяла, Уау, Малакал, Кадугли, Кемма, Кассала и др. Базирование МАГ осуществляется по «узловому» принципу. В качестве таких «узловых» пунктов можно выделить: Хартум (В737, DНС-8, L-410); Эль-Обейд (Ил-76, Ан-12, С-130), Эль-Фашер (Ми-26 и Ми-8), Кадугли (Ми-26 и Ми-8, «Пума», Ми-17), Джуба (Ми-26, Ми-8, «Пума»).
Необходимо отметить, что схема базирования не постоянная, размещение ЛА постоянно меняется. Причем перемещение идет в двух направлениях: западном и южном. На южном направлении группировка постепенно смещается от центра (Хартум) к бывшей линии боевого соприкосновения «северян» и «южан» по направлению Эль-Обейд – Кадугли – Джуба. По планам, именно в Джубе будет базироваться российская вертолетная группа.
Покрытие ВПП, за исключением аэродрома Хартума, оставляет желать лучшего. Беспрерывно идут ремонтные работы, что вносит существенные коррективы в летную работу, вынуждая экипажи проявлять особую осторожность на посадке (привычными стали случаи ухода на второй круг из-за людей, работающих на ВПП), и на рулении, когда стойка шасси может просто провалиться. Слабо развитая инфраструктура аэропортов (отсутствие рулежек) приводит к большим наработкам на земле в ожидании освобождения полосы. Асфальтовые и грунтовые площадки, покрытые щебнем, мелкими камнями и песком, представляют серьезную опасность не только для повреждения газовоздушного тракта двигателей, но и остекления ЛА и фар. Недостаток аэродромного пространства и теснота размещения приводят к неоправданным повреждениям ЛА из-за столкновений с препятствиями и между собой, а также камнями от впереди рулящего ЛА.

Состав МАГ в Республике Судан

Тип ЛА Бортовой № Базирование Контракт Примечание
LJ35 N352HS Хартум UNMIS
L-100 ZS JIZ Эль-Обейд UNMIS
Ан-74 UR-74026 Эль-Обейд UNMIS
Ан-12 LZ-CBH Эль-Обейд UNMIS
Ан-12 LZ-CBG Кадугли UNMIS
DHC-8 C-FEYG Хартум UNMIS
B737 ETAJB Хартум UNMIS
Ил-76 UR-UCU Эль-Обейд UNMIS
Ил-76 UR-UCT Эль-Обейд UNMIS
L-410 LZ-CCE Эль-Обейд UNMIS
L-410 LZ-CCR Эль-Обейд UNMIS
L-410 LZ-CCF Хартум UNMIS
L-410 LZ-CCT Джуба UNMIS
B-200 ZS-LFW Хартум UNMIS
B-200 ZS-OED Джуба UNMIS
Всего: 15
Puma ZS-HJA Эль-Джейнена UNMIS HELILOG
Puma ZS-RUH Малакал UNMIS HELILOG
Puma D-HAXI Эль-Фашер UNMIS HELILOG
Puma D-HAXW Эль-Фашер UNMIS HELILOG
Puma D-HAXU Ньяла UNMIS HELILOG
Puma D-HAXM Кадугли UNMIS HELILOG
Super Puma H-BXVY Джуба UNMIS HELILOG
Всего: 7
Ми-8МТВ 25107 Джуба UNMIS
Ми-8Т 24125 Кадугли UNMIS ЮтЭйр
Ми-8Т 24126 Малакал UNMIS ЮтЭйр
Ми-8Т 24147 Кадугли UNMIS ЮтЭйр
Ми-8Т 24577 Кадугли UNMIS ЮтЭйр
Ми-8МТВ-1 25737 Кадугли UNAMIS Вертикаль
Ми-8МТВ-1 22183 Румбек UNMIS Вертикаль
Ми-26Т 29112 Эль-Фашер РАЕ Вертикаль
Ми-26Т 06267 Кадугли UNMIS Вертикаль
Ми-26Т 06268 Джуба UNMIS Вертикаль
Ми-26Т Эль-Фашер 2-й ОАО
Ми-8МТВ-1 27019 Эль-Фашер РАЕ Вертикаль
Ми-8Т 22748 Кутум Skylink Вертикаль
Ми-8Т 24621 Эль-Фашер Skylink Вертикаль
Ми-8Т 25335 Эль-Фашер Skylink Вертикаль
Всего: 15
Ми-17* Z-2906 Кадугли UNMIS МО Индии
Ми-17* Z-3018 Кадугли UNMIS МО Индии
Ми-17* Z-3027 Кадугли UNMIS МО Индии
Ми-17* Z-3050 Кадугли UNMIS МО Индии
Ми-17* Z-3051 Кадугли UNMIS МО Индии
Ми-17* Z-3052 Кадугли UNMIS МО Индии
Всего: 6
Итого: самолетов – 15, вертолетов — 28