Владимир Попов,
Начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания РФ
Авиационно-космическое поисково-спасательное и эвакуационное обеспечение сегодня представляет собой комплекс мероприятий, включающих в себя подготовку летного состава к действиям в нештатных и аварийных ситуациях, специальное оснащение воздушных судов и наземных команд, обеспечение экипажей средствами спасения, жизнеобеспечения и аварийной радиосвязью, организацию и проведение поисково-спасательных работ по оказанию своевременной помощи и сохранению жизни, здоровья потерпевшим бедствие.

За спиной В.Попова – генерал-майор авиации В.Терешкова

Есть ли будущее у поисково-спасательной системы в государственной авиации

Ни для кого не секрет, что летная деятельность сопряжена с возможностью внезапного возникновения нештатных и чрезвычайных ситуаций на различных этапах полета, которые могут повлечь за собой прекращение полета, выполнение экстренной посадки вне аэродрома. Нередки случаи, когда в критической ситуации экипаж покидает борт, используя аварийные парашютно-спасательные системы.

Как правило, маршруты полетов авиации проходят над малонаселенными и труднодоступными районами, поэтому экипаж и пассажиры воздушных судов в аварийной ситуации могут оказаться в безлюдной местности, на значительном удалении от населенных пунктов. Следовательно, они будут вынуждены провести в сложной обстановке автономного существования определенное время, пока им не помогут специалисты поисково-спасательной службы.

Таким образом, необходимость наличия и функционирования поисково-спасательной службы в государстве с развитой авиационно-космической транспортной инфраструктурой не вызывает сомнений. Поэтому любой полет в воздушном пространстве нашего государства должен быть надежно обеспечен в поисково-спасательном отношении, хотя в силу географического положения России это сделать бывает проблематично, особенно в современных экономических условиях.

Поиск и спасание терпящего или потерпевшего бедствие российского или иностранного воздушного судна на территории государства осуществляется в порядке, установленном в соответствии с международными договорами, общепринятыми принципами и нормами международного права, с учетом национальных особенностей и возможностей. Глобализация развития авиационного транспорта требует всестороннего обеспечения этой деятельности. Сопредельные государства и договаривающиеся стороны должны гарантировать всестороннюю безопасность полетов воздушных судов. Поэтому в декабре 1994 г. руководители 12 государств СНГ подписали Соглашение о сотрудничестве по организации и проведению поисково-спасательного обеспечения (ПСО) полетов воздушных судов гражданской авиации, а в ноябре 2002 г. шесть государств Содружества приняли Положение об организации взаимодействия авиационных поисково-спасательных служб вооруженных сил этих стран.

Мировое авиационное сообщество давно признало тот факт, что для обеспечения полетов авиации и космических объектов необходимо повсеместно объединять усилия, консолидировать отдельные направления деятельности, вырабатывать общие подходы и применять единую методику и технологию работ во имя безопасности и надежности выполнения полетов. Одним из конкретных направлений сотрудничества и взаимодействия стал авиационный поиск и спасание, когда поисковики-спасатели обмениваются между собой справочно-аналитической информацией, технологией организации и проведения поисково-спасательных работ не только в теоретическом плане взаимодействия, но и в практическом, отрабатывая отдельные элементы на занятиях и тактических учениях.

Так, в 1993 г. по инициативе российских авиационных спасателей было предложено провести учение в Арктике с приглашением специалистов из США. На авиабазу Тикси прибыли с Аляски военные, которые непосредственно занимаются авиационным поиском и спасанием в арктической зоне ответственности. Российские специалисты провели тогда показательные учения оперативной группы, продемонстрировали свои возможности по оказанию помощи условно потерпевшим бедствие авиаторам в районе Новосибирских островов. Идея проведения подобных мероприятий американцам понравилась, и они предложили продолжить сотрудничество в таком же формате. Ответный визит состоялся в 1994 г. На Аляску были приглашены российские и канадские поисковики-спасатели, которым американские специалисты продемонстрировали свои возможности по оказанию помощи потерпевшим. Встречи специалистов России, США и Канады стали ежегодными.

Авиационные спасатели трех стран арктического бассейна начали работать по ротационному принципу. На первом этапе сотрудничества специалисты знакомились с условиями работы коллег применительно к особенностям их деятельности в районах ответственности их государств. Второй этап проведения российско-американско-канадских учений включал показательно-демонстрационные элементы и совместную работу по отдельным эпизодам и вводным. Такой подход позволил получить реальное представление о работе коллег, расширить кругозор и укрепить партнерское доверие.

Перед участниками очередных учений ставились, как правило, новые задачи, отрабатывались или показывались новые элементы и разъяснялись особенности той или иной работы, связанной с профессиональной подготовкой спасателей. Особое внимание уделялось организации взаимодействия и отработке совместных практических действий по вводным, которые реально могли произойти в том или ином поисково-спасательном районе ответственности. Уже тогда были определены радио и телефонные каналы обмена оперативной информацией в случае возникновения аварийных ситуаций, когда может потребоваться реальная помощь от сопредельного государства. Были уточнены проблемные вопросы, от решения которых зависит слаженность, эффективность и надежность совместной работы в тех или иных условиях по определенному сценарному развитию событий.

Третий этап совместных международных учений характеризовался тем, что летчикам и штурманам, участвующим в наших мероприятиях предлагалось выполнять ознакомительные полеты на самолетах и вертолетах в составе экипажа, находиться на борту воздушных судов, отрабатывающих учебные задачи по поиску и спасанию. Парашютистам, входящим в состав поисково-спасательных парашютно-десантных групп предоставлялась возможность изучить и освоить новые парашютно-спасательные системы, а медикам-спасателям – обменяться мнениями и продемонстрировать использование вспомогательных и специальных средств, медицинских укладок. Обменяться методическими рекомендациями по вопросам первой доврачебной помощи, оказываемой спасателями, а также медицинской помощи, которую могут оказывать авиационные медики до прибытия пострадавших в медучреждения.

Десятое юбилейное учение «Сарекс-МКС-2003» мы организовали и провели в одном из запасных районов посадки спускаемых космических аппаратов, возвращающихся на Землю с орбиты после отработки очередного этапа пилотируемой программы полета на МКС. Этот район охватывал часть морской акватории и побережье, поэтому к участию в учении были привлечены корабли российского ВМФ, подразделения авиации флота и части поисково-спасательного комплекса (ПСК) ВВС. В качестве наблюдателей на учении присутствовали военные представители Казахстана, Белоруссии.

Для имитации работы экипажа космического корабля, приводнившегося в заданном районе, мы «назначили» международный экипаж из представителей Канады, США и России. Воздушный поиск и обнаружение спускаемого аппарата осуществлял самолет Ан-12 (ПСК ВВС), который после обнаружения спускаемого аппарата передал координаты кораблям-спасателям, поисковому вертолету Ка-27 (ПСС ВМФ) и самолету-амфибии Бе-200. Группа международных спасателей десантировалась с борта Ан-12, после чего Ка-27 на режиме висения эвакуировал и доставил на берег одного из космонавтов. Бе-200 продемонстрировал свои возможности: спустил на воду моторную лодку и взял на борт второго космонавта, выполнил взлет и затем посадку на морской акватории, доставив спасенного на берег. Подоспевшие моряки в это время доставили третьего космонавта на борт корабля и помогали в эвакуации спускаемого аппарата. На берегу тем временем развернули элемент полевого мобильного госпиталя авиационные медики, которые к месту приземления частично десантировались из вертолета Ми-8 парашютным способом, а остальные – посадочным способом на выбранную с воздуха площадку.

Динамика учений, насыщенность показательными элементами и активное привлечение специалистов Канады и США к проводимым поисково-эвакуационным мероприятиям приятно удивила наших партнеров.

Кроме проведения совместных учений, Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания ведет активную работу по организации взаимодействия с аналогичными службами Украины, Белоруссии, Армении, Казахстана. Сейчас осуществляется переговорный процесс с представителями Китая, изъявили желание участвовать в учениях (пока в качестве наблюдателей) представители Японии.

Специалисты Федерального управления совместно с представителями Канады и США отработали проект Соглашения между нашими странами по авиационному поисково-спасательному взаимодействию в арктической зоне ответственности для совместного проведения поисково-спасательных мероприятий. Соглашение проходит согласование в соответствующих органах исполнительной власти России, в департаментах и службах Канады и США. Будем надеяться, что в скором будущем он будет представлен к подписанию. Прорабатываются вопросы заключения в недалеком будущем подобных соглашений с другими государствами-соседями.

Однако все далеко идущие планы могут остаться добрыми намерениями на бумаге. Усилиями некоторых лиц, заинтересованных в развале отлаженной системы, был в спешке подготовлен и представлен на подпись Президенту Российской Федерации документ, где, согласно пункту 8, Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания будет упразднено, а приказом министра обороны – расформировано «за ненадобностью» в связи с предстоящим сокращением Вооруженных Сил. Офицеры Управления сожалеют, что их годами наработанный профессиональный опыт будет безвозвратно утрачен, методические наработки и справочно-аналитический материал окажутся в лучшем случае на архивных полках, а организационные возможности по ПСО полетов в государственной авиации будут децентрализованы. Самой вопиющей ошибкой представляется, что некогда единая система поисково-эвакуационного обеспечения космической инфраструктуры государства, изначально сформированная и функционирующая в составе Минобороны, обеспечивающая интересы государственной безопасности, перейдет в ведение гражданских структур, где все придется создавать заново. О нецелесообразности такого расформирования Федерального управления с передачей его функций в ведение создаваемой Федеральной аэронавигационной службы (ФАНС), основной задачей которой является организация УВД гражданской авиации в воздушном пространстве России, ранее нами докладывалось руководящему составу ВВС и Главному оперативному управлению. Неоднократно обращались в различные инстанции и наши ветераны-поисковики, искренне болеющие за государственные интересы. На все ответ один – мы разделяем вашу озабоченность и все…

При этом всем очевидна эклектичность аргументов за включение в ФАНС существенно разных по функционалу систем: управления воздушным движения и поисково-спасательного обеспечения, которые ранее всегда существовали самостоятельно и независимо друг от друга. При этом в случае необходимости они всегда надежно взаимодействовали.

Обеспечивая безопасность полетов российской авиации, поисково-спасательная служба в 2005 г. полномасштабно работала в 24 случаях, в том числе по 14 катастрофам и 10 авариям. Осуществляя поиск, нам удалось спасти 84 человека, из них 29 специалистов летного состава.

Всего за период с 1977 г. (с момента образования ЕГ АПСС СССР), правопреемником которой сегодня еще остается Федеральное управление, по 1 января 2006 г. проведено более 3900 поисково-спасательных работ, в ходе которых спасено более 10 тыс. человек, в том числе 5598 – летного состава. Условный экономический эффект только от возвращенного в строй летного состава, попавшего в аварийные ситуации, превышает $4 млрд. При этом говорить о «затратности» функционирования нашей системы в рамках Минобороны в масштабах всего государства будет не совсем логично. Федеральное управление организовывало работу государственной авиации в поисково-спасательном отношении, направляя и координируя ее усилия только в интересах государства, что являлось экономически выгодным в сегодняшних условиях работы этой системы. Мы всегда были уверены в том, что нужны Родине и ее Вооруженным силам, что стоим на защите государственных интересов и обеспечиваем безопасность полетов авиации и космической инфраструктуры России, заботились о престиже нашей службы на международном уровне.

Все это может остаться только историческим подтверждением эффективности некогда существовавшей и устойчиво функционировавшей поисково-спасательной системы, которой в 2006 году должно было исполниться 40 лет.