Владимир Карнозов

Asian Aerospace 2006

На территории выставочного центра сингапурского аэропорта Changi прошла международная аэрокосмическая выставка Asian Aerospace 2006.
Старейшая в Азии, она имеет двадцатипятилетнюю историю. И на этот раз в ней приняли участие более чем 940 фирм-участниц из 43 стран мира. Россия была представлена компаниями «Гражданские самолеты Сухого», «Казанский вертолетный завод» и «Авиаэкспорт». На объединенном стенде «Авиаэкспорта» в крохотных «клетушках» (типа «стол да стул с кладовкой») ютились известные во всем мире производители – вертолетов АО «Роствертол» и искусственных спутников НПО «Прикладной механики». Среди участников Asian Aerospace 2006 были и два совместных предприятия с российским участием. Российско-французское СП PowerJet занимало значительную часть экспозиции «материнской» фирмы Safran. А на объединенном стенде Казахстана расположилось АО «Совместное казахстанско-российское предприятие «Байтерек». Сингапурский салон стал первым в истории «Байтерека». Российские участники не привезли ни одного летательного аппарата, ограничившись стендами. Самым крупный стенд был у «суховцев». На нем установили макет пассажирского салона Российского регионального самолета (Russian Regional Jet, RRJ). А PowerJet выставил на обозрение полномасштабный макет двигателя SaM146 (в гондоле), который выбран для установки на RRJ.
В первый день работы выставки «Сухой» и PowerJet провели единственную на салоне российскую пресс-конференцию. На ней выступили региональный директор ЗАО «ГСС» по Юго-Восточной Азии Анатолий Межевов и исполнительный директор PowerJet Мишель Дешалот. Они сообщили, что завершено формирование пакета документов по сделкам с «Аэрофлотом» на тридцать RRJ95B и с «Финансовой лизинговой компанией» на десять машин, с началом поставок в конце 2008 г. Общий объем этих сделок по каталожным ценам составляет $1,1 млрд. На салоне стало известно, что «Сухой» ведет переговоры с «Вьетнамскими авиалиниями» и индонезийской авиакомпанией «Garuda». Однако на салоне никаких соглашений ни «Сухой», ни PowerJet не подписали.
Впрочем, реальных сделок в Сингапуре практически не подписывал никто. Правда, и «Боинг», и «Эрбас» парафировали ряд соглашений с авиакомпаниями. О том, что они будут заключены, говорилось уже давно и «новостной момент», посему, был утерян. Салон не побаловал и новинками. Главным его украшением стал сверхбольшой авиалайнер A380 в окраске сингапурской авиакомпании. Этот самолет – опытный и для данной авиакомпании не предназначен. Но «Эрбас» решил представить его на салоне в цветах местной авиакомпании-заказчика, преследуя «рекламные» цели.
На статической стоянке можно было ознакомиться с истребителями: шведским Gripen и американским F-35 Joint Strike Fighter. Сразу после открытия их осмотрел министр обороны Сингапура. Однако вряд ли эти машины будут закуплены: Сингапур недавно выбрал F-15G в качестве тяжелого истребителя (ВВС США демонстрировали в воздухе и на стоянке более ранний вариант самолета F-15C). А роль легкого выполняет F-16C/D. Поставки последней партии «фалконов» в ВВС Сингапура завершились в конце прошлого года. На статической стоянке присутствовал экземпляр двухместного F316D ВВС Сингапура.
Наибольший интерес у хозяев салона вызвали легкие учебные самолеты, которые предлагаются в новом тендере ВВС Сингапура на замену устаревших S211. В 1970-е годы была выпущена серия из 60 таких самолетов, из которых «чертова дюжина» до сих пор эксплуатируется сингапурскими военными. Производитель этого самолета – итальянская фирма AerMacchi предлагает переработанный вариант машины под индексом M311 с новым двигателем, «стеклянной» кабиной и в комплекте с тренажером, который создается вместе с канадской фирмой Bombardier и сингапурскими партнерами.
У итальянцев сильные конкуренты. Бразильцы сделали Сингапуру предложение по улучшенному варианту турбовинтового Super Tucano. Он оснащен упрощенным комплектом авионики от F-16C/D, что обеспечивает эффективное обучение летчиков на этот истребитель – основной тип боевого самолета местных ВВС. Близкую по характеристикам машину предлагает швейцарская фирма Pilatus. Интересно заметить, что три участвующие в тендере машины были выкрашены в разные цвета: М311 в серый, Super Tucano в черный и Pilatus – красный. «Разноцветица» помогала различать эти машины в воздухе и несколько «оживила» «тусклую» программу демонстрационных полетов. Кстати, в ней принял участие израильский БПЛА. С ним также можно было познакомиться на объединенной экспозиции аэрокосмических фирм Израиля.
Из интересных экспонатов, размещенных в выставочных залах, можно отметить модель индийского палубного истребителя LCA-NAVY. Его разрабатывает входящее в систему министерства обороны Индии агентство Aeronautical Development Agency (ADA). LCA-NAVY – морской вариант многоцелевого истребителя Light Combat Aircraft (LCA) «Tejas». Палубный истребитель создается для оснащения авианосцев Air Defence Ship. Индия уже начала строительство первого такого корабля на верфи в Кочине. Его планируется ввести в строй в 2012 г. К тому времени и должен подоспеть и LCA-NAVY. А если корабль появится раньше самолета, то место последнего займет российский МиГ-29К, который закуплен для другого нового индийского авианосца – Virkamaditya, что в настоящее время перестраивается в России из ТАВКР «Адмирал Горшков».
Палубный вариант LCA отличается от базового увеличенным размером гаргрота, центральной частью фюзеляжа большего сечения (для размещения удлиненного и усиленного шасси) и «подламывающимся носом». Для обеспечения удовлетворительного обзора из кабины летчика на посадке носовая часть фюзеляжа выполнена отклоняющейся вниз на 4 градуса. Ранее аналогичное конструктивное решение применяли на сверхзвуковых пассажирских лайнерах Ту-144 и «Конкорд».
Завершая рассказ о сингапурском авиасалоне, надо сказать, что «звезда», которая светила азиатской авиационной общественности четверть века, превращается в падающую комету. Причина – бурное развитие других выставок в соседних странах. Сингапур, который находится на перекрестке морских маршрутов из Китая, Кореи и Японии на Арабский Восток и далее в Европу, а также авиационных трасс из Новой Зеландии, Австралии, и Индонезии на Ближний и Средний Восток и далее в Старый свет, продолжает оставаться удобным местом встречи. Однако небольшая страна закупает сравнительно мало техники. Посему, как заказчик, она не столь интересна мировым авиастроительным фирмам, как ее соседи – Китай и Индия. Понимая это, организаторы Asian Aerospace занервничали. Во время проведения салона стало известно, что Changi Exhibition and Convention Centre будет и далее предлагаться Сингапуром в качестве площадки для проведения различных выставок, в том числе и аэрокосмических. Однако статус их пока не известен, поскольку организатор Asian Aerospace английская фирма Reed Exhibitions рассматривает планы по переносу выставки в Гонконг. Кроме того, ходят разговоры про возможное объединение усилий с китайскими партнерами, которые также испытывают сложности с «посещаемостью» аэрокосмической выставки в Чжухае.