Евгений Матвеев,
собственный корреспондент журнала «Авиапанорама» в Международной авиационной группировке в Судане, кандидат технических наук

Новый год стал для военных вертолетчиков США, участвующих в миротворческой операции в Ираке, поистине черным. Буквально за несколько дней американцы потеряли сразу несколько боевых вертолетов.

27 декабря 2005 года в катастрофе вертолета АН-64 «Апач» погибли два человека. Американские военные утверждали, что инцидент произошел без огневого воздействия. Предыдущая потеря была в ноябре 2005 года, когда разбилась «Кобра». Через несколько дней, 8 января в районе г. Тал Афир произошла еще одна катастрофа, погибли четыре члена экипажа и восемь пассажиров военного вертолета «Блэк Хоук». В пятницу 13 января в районе г. Мосул сбили разведывательный OH-58D «Кайова», погибли оба члена экипажа. Три дня спустя к северу от Багдада сбит боевой вертолет. Военное руководство США настолько оказалось не готово к такому развитию событий, что отказалось даже комментировать тип сбитой машины и судьбу экипажа.

Всего же за девять дней 2006 года потеряно три винтокрылые машины! Холодный душ для американских вертолетчиков, для которых север Ирака превратился в настоящее проклятье.

Ранее основные боевые потери они понесли в ноябре 2003 г. Тогда сразу два «Блэк Хоука» попали под огонь противника, в результате чего погибло 17 человек. Накануне уже упал один «Блэк Хоук», но потери составляли только шесть человек. Следующий пик потерь пришелся на январь 2004-го, тогда в катастрофе вертолета погибло девять человек, ровно через год – 31 человек.

Ясно, что винтокрылые машины являются основным транспортным средством – дороги Ирака слишком опасны для американских военных. В то же время, несмотря на завершение активной фазы операции, вертолеты остаются наиболее привлекательной мишенью для повстанцев. Поэтому внимание к безопасности их полетов в районах конфликтов не должно было ослабевать ни на минуту. К сожалению, в начале 2006 года американские военные расслабились и забыли об опасности, за что жестоко поплатились. Итог беспечности оказался более чем плачевным…

Однако если к этим трагическим событиям добавить потерявшийся в горах Пакистана туркменский Ми-8 Красного Креста, катастрофу аварийно-спасательного вертолета «Пума» в Судане, то становится понятным, что мировой уровень аварийности боевых и полувоенных вертолетов недопустимо высок. Более того, никакие предпринимаемые меры не приводят к снижению этого уровня. Казалось бы, уже не первый год идут миротворческие операции в Ираке, Афганистане, Судане, Пакистане, Конго, а боевые и не боевые потери вертолетов различных стран и ведомств так удивительно похожи. Мы ничему не учимся друг у друга, скрываем потери, подменяем причины… В то же время идет бурная смена условий применения винтокрылых машин (настоящий вертолетный Афганистан отличается от того, что был в 80-х прошлого столетия).

И оказывается, сегодня в одиночку даже такая крупная вертолетная держава, как США, не может справиться с проблемой недопустимо высокой аварийности своих вертолетов. Поэтому пришло время для согласования действий вертолетчиков в международном масштабе. Не декларативное, а реальное сотрудничество, на всех уровнях, вплоть до их общения.

Формы взаимодействия могут быть самые разные: от общения до научно-практических конференций по использованию вертолетов в региональных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, семинаров и интернетовских сайтов, посещения делегаций и организации выставок фотографий, репортажей из «горячих» точек. Даже одна обычная фотография способна инициировать новые идеи, мысли, предложения, так необходимые сегодня для повышения качества организации вертолетного хозяйства.

Как показали последние природные катаклизмы, сегодня, как никогда, всему миру нужна высочайшая безопасность полетов вертолетов, которой невозможно достичь без совместных усилий. Но, чтобы совместно победить аварийность, нужна открытость: «смотри и выбери лучшее». Если мы действительно хотим победить международный терроризм, снизить губительность природных и техногенных катастроф, нужно не закрываться бумагами, а рассказывать, показывать и помогать друг другу. А для этого нужно учиться взаимодействовать, учиться работать вместе, учиться разговаривать на одном языке. И здесь самое трудное – сделать реальные шаги навстречу друг другу. Если мы этого не сделаем, следующий новый год будет таким же черным для вертолетчиков, как предыдущий.