Беседу вел Павел Иванов 17 августа 2005 года на МАКС 2005 Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил подготовить предложения по созданию на базе Летно-исследовательского института им. М.М. Громова в Жуковском национального транспортно-выставочного комплекса. Пробой его сил в 2006 году станет одновременное проведение нескольких выставочных мероприятий. Пройдет авиационный праздник с участием пилотажных групп, совмещенный с показом достижений отечественного авиастроения и празднованием Дня Воздушно-десантных войск.

В компании «Авиасалон», являющейся одним из основных организаторов МАКС, произошла смена руководства. Игорь Новиков, возглавлявший компанию с 2003 года, освобожден от занимаемой должности в связи с истечением срока контракта. Новым генеральным директором назначен Дмитрий Шулепов. То, что ему предстоит сделать, неизбежно коснется характера проведения МАКСа и не только его. По мнению заместителя генерального директора «Рособоронэкспорта» Виктора Комардина, успешны лишь те выставки, которые окупают себя. Дмитрию Шулепову и его единомышленникам предстоит повысить эффективность выставочной деятельности на территории ЛИИ.

В связи с этим «Авиапанорама» обратилась с вопросами к генеральному директору ОАО «Авиасалон» Дмитрию Шулепову

Дмитрий Викторович, перед Вами стоит во многом противоречивая задача. Поэтому сразу возникает вопрос: насколько велик риск ее не лучшего решения, и ради чего необходимо на него идти?

Мы пришли в «Авиасалон» единой командой. Кроме меня, в нее входят Василий Ахрамеев, Антон Здункевич и, конечно, Юрий Александрович Нагаев. Мы давно работаем вместе, давно знаем друг друга, в разных ситуациях были, разные трудности преодолевали. Наш приход сюда поддержало руководство Роспрома. Выбор был сделан именно с тем расчетом, чтобы деятельность «Авиасалона» находилась в русле создания национального транспортно-выставочного комплекса (ТВК) «Россия» на базе ЛИИ.

Наши предложения по созданию ТВК состоят в следующем. Мы включены в межведомственную рабочую группу по подготовке, наряду с представителями Роспрома, ФСВТС России, ФГУП «Рособоронэкспорт», ФГУП «ЛИИ им. М.М.Громова» и ОАО «ГИПРОНИИ-АВИАПРОМ».

Свое главное предназначение в этой группе мы, вместе с начальником Летно-исследовательского института, видим в расширении основной деятельности ЛИИ. Выставочная и, в определенной мере, транспортная деятельности являются основными сопутствующими компонентами деятельности института и должны приводить к снижению затрат на проведение программ опережающих летных исследований и испытаний. Только тогда тяжесть бремени, которое несет на себе государство по содержанию аэродромно-технической базы ЛИИ и по обеспечению летных исследований, будет существенно снижена. Самое главное, чтобы аэродром вновь заработал. Поэтому мы рады, что на испытательный аэродром в г. Жуковский собираются прийти ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), ФГУП «Рособоронэкспорт», другие финансовые и экономические структуры. Имеется общее понимание приоритетов – все вектора уложились в один единый сектор: нет такого конфликта интересов, когда один тянет в одну сторону, другой – в другую, третий запрещает, а четвертый мешает.

Программы ОАО «Авиасалон» на территории ЛИИ уже не ограничиваются МАКСом. Что будут представлять собой новые мероприятия с точки зрения их экономической состоятельности?

Когда мы ознакомились с экономикой «Авиасалона», то увидели, что некоторая ее часть обеспечивается сдачей в аренду складских площадей. Это был незначительный и совершенно непрофильный вид бизнеса, хотя его отметать нельзя. Основной бюджет создается МАКСом, который проводится раз в два года. И средств от каждого МАКСа достаточно, чтобы готовить следующий авиасалон и постепенно совершенствовать инфраструктуру выставочного комплекса.

В нынешней экономической среде строить бизнес на одной крупной сделке, проводимой раз в два года, нельзя. Поэтому мы, сами по себе, без всяких напутствий сверху, думаем, как диверсифицировать свою деятельность, проводить как можно больше профильных мероприятий. Например, выставку транспортных средств.

Сейчас, например, прорабатывается такая идея – проводить форум или салон деловой авиации. Это будет не столько выставка для массового посещения, сколько своеобразный клуб для тех, кто хочет и может купить летательный аппарат; для тех, кто может продать или обслуживать его; для тех, кто может предложить различные услуги на рынке деловой авиации. В наше время этим уже пора заниматься. Особенность в том, что именно ЛИИ в состоянии обеспечить наземный и летный показ деловой авиации. Потенциальный покупатель может сесть в самолет и тут же оценить его в полете. Нигде, даже в «Крокус Экспо», это недоступно – там можно посмотреть картинки, потрогать модели, но прочувствовать летные качества невозможно.

Аналог подобного мероприятия в Европе – международная выставка EBAСЕ. Она проходит в мае в Женеве в экспоцентре Palexpo и может стать для нас примером салона деловой авиации.

Кроме этого, мы приступаем в ЛИИ к программе развития авиации общего назначения. Павильоны МАКСа в свободное от выставок время могут быть использованы как элемент ее инфраструктуры: базы хранения, ремонта и др. Этот проект мы будем тщательно разрабатывать.

Теперь о фестивале пилотажных групп 2004 года. К сожалению, опыт получили не совсем позитивный – мероприятие по финансовым показателям оказалось убыточным.
Организовывать подобного рода мероприятие – экономически очень рискованно: один день дождя и деньги, в полном смысле, на ветер. Именно поэтому в этом году планируется авиационный праздник, который будет совмещен с наземной выставкой. Считаем, что такое совмещение – более экономически обоснованно. На такое мероприятие придет больше зрителей, а вот расходы будут чуть-чуть больше, чем на одно из мероприятий.

Возможны ли изменения в организации мероприятий с участием ЛИИ в связи с реформированием отечественного авиастроения – созданием ОАК?

Целью создания ОАК, как мы понимаем, является снижение экономических издержек за счет объединения ресурсов и усилий, а главное, проведение единой технической политики отдельных авиационных предприятий. Взаимоотношения с ОАК – это прерогатива ЛИИ. Представляется, что Объединенная авиастроительная корпорация упростит наше взаимодействие с промышленностью в части организации профессиональных показов техники. После завершения процедур создания ОАК можно будет рассчитывать на долговременное планирование показов конкретных самолетов в различных странах мира, в такое-то время, такой-то группе официальных лиц.

В ЛИИ такая работа проводилась давно, с начала 1990-х. Потом она перекочевала во ФГУП «ПИЦ». Лидером этой деятельности является Анатолий Николаевич Квочур. Вместе с ним мы будем так же развивать ее. Но централизация показа модернизируемых и перспективных летательных аппаратов, будь то в России (в основном, в Жуковском) или еще где бы то ни было, – это самая убедительная демонстрация экспортных возможностей промышленности.

Тем не менее, МАКС – центральный участок нашей работы. И, конечно же, брэнд, который мы обязаны расширить. При всех предшественниках МАКС улучшался от раза к разу. Не умаляя заслуг этих людей, скажу, что проект его оказался настолько удачен, что МАКС даже мог расти и укрепляться в тяжелых экономических условиях.

Как Вы оцениваете международное значение МАКС, возможности и направления дальнейшего повышения его авторитета в мире?

Многие прямо спрашивают, на каком он месте в мире? Для нас не главное, чтобы он был непременно на первом месте. Тем более, что эти места весьма условны.
Трудно соперничать, с Ле Бурже, например, или с Фарнборо. Дубай – классическая выставка-ярмарка военной авиационной техники, там меньше гражданской. В Париже показывают все, но, в основном, уже коммерчески состоявшиеся продукты.

Поэтому главное – привнести в МАКС свою специфику. А она такова: МАКС проходит на территории научно-исследовательского института – ЛИИ. Институт находится в наукограде – в Жуковском. А в этом наукограде есть, кроме ЛИИ, другие ведущие институты промышленности: ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, НИИ авиационного оборудования, НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова. Поэтому логично считать особенностью нашего авиасалона высокопрофессиональную демонстрацию достижений науки, новых решений и высоких технологий, аргументированную полетами.

Тогда к нам со всего мира будут приезжать специалисты авиационной и космической отраслей, которые стремятся к научным вершинам в своих областях.

Возможно, Вы обратили внимание в августе 2005-го на проект «ЮниМАКС», направленный на привлечение молодежи в авиакосмическую промышленность. В его развитие мы планируем сделать следующее: предложить Московскому физико-техническому институту организовать работу по приглашению на МАКС ведущих технологических университетов мира. И начинать делать это надо задолго до МАКС-2007. А вот на МАКСе провести их слет. Необходимо, чтобы на этот слет прибыли представители МФТИ, МГУ, МГТУ, МАИ, МАТИ и других ведущих родственных вузов России. Так или иначе, они увлекут за собой различные университеты мира, с которыми связаны многолетними научными связями. Для демонстрации своих результатов, образцов, изделий им будут предоставлены выставочные площади, павильоны и т.д. Какие-то из конференций мы можем сопровождать демонстрацией летного эксперимента.

Что представляет собой выставочный комплекс и каковы перспективы его развития?

В наших планах есть строительство большого, на 6000 м2 павильона. Его проект уже существует. А на МАКС-2007 мы рассчитываем показать нулевой цикл еще одного нового павильона площадью 28 000 м2, который будем строить вместе с ФГУП «Рособоронэкспорт».

Ничего, что он будет не достроен. Да и на МАКС-2009 мы сможем довести его готовность до летнего варианта, хотя он запланирован стать круглогодичным.

Ни в одной стране мира не стремятся снести всю площадку, а только потом начать что-то строить. Постепенно развивалась и инфраструктура авиасалона в Ле Бурже, постоянно что-то сносили, что-то на месте снесенного возводили и никогда не меняли сразу все.

МАКС и авиационные праздники создают прекрасные возможности в отношении патриотического воспитания россиян. Предполагается ли усиливать эту роль выставочного комплекса, и каким образом?

Авиационный праздник, который состоится в ЛИИ в августе 2006 года, мы планируем, руководствуясь, во многом, именно патриотическими соображениями. При этом сделаем упор на российских участников. Начальник ЛИИ Юрий Петрович Клишин убеждает руководителей самолетостроительных и вертолетных фирм и ОКБ, чтобы отдельные испытательные полеты их летательных аппаратов подтянулись под этот период времени. Приглашены «Стрижи» и «Русские витязи». Добрые связи наработал Анатолий Николаевич Квочур с Дальней авиацией. Мы обязательно пригласим сюда Ту-160, Ту-95МС, самолет-заправщик Ил-78. Они будут заруливать на стоянки, на которых к ним смогут подойти дети, взрослые. Мы хотим, чтобы люди больше смотрели на нашу технику. Наша – лучше. Опять же, налет пойдет в «копилку» летчиков ВВС. Да и в патриотическом воспитании молодежи они заинтересованы не в последнюю очередь.

Наша справка о новых кадрах ОАО «Авиасалон»:

Шулепов Дмитрий Викторович

Генеральный директор ОАО «Авиасалон». Родился в 1966 г. После окончания Московского физико-технического института работал в Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова инженером-исследователем по средствам аварийного покидания самолетов. Десять лет возглавляет Пилотажно-исследовательский центр, лидером которого является Анатолий Квочур.

Ахрамеев Василий Иванович

Первый заместитель генерального директора ОАО «Авиасалон». Родился в 1961 г. После окончания Московского физико-технического института работал в Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова. Ведущий инженер по летным испытаниям. Кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры летных испытаний, исследований и сертификации ФАЛТ МФТИ.

Здункевич Антон Михайлович

Финансовый директор ОАО «Авиасалон». Родился в 1968 г. После окончания Московского физико-технического института работал директором в страховой компании «Юпитерус», Председателем Правления КБ «Каскад-Банк».

Нагаев Юрий Александрович

Главный советник генерального директора ОАО «Авиасалон». Родился в 1930 г. После окончания Московского авиационного института с 1953–1956 гг. работал на заводе № 30 РСК «МиГ». С 1956 г. – в ЛИИ им. М.М. Громова, пройдя путь от инженера до главного инженера института. С 1992 г. по 2003 г. – генеральный директор ОАО «Авиасалон». Кандидат технических наук, профессор МАИ. Лауреат Ленинской премии, кавалер орденов.