Николай Савастьянов 12 января 2007 года исполняется 100 лет со дня рождения основоположника практической космонавтики академика Сергея Павловича Королева, Главного конструктора ракетно-космических систем, основателя ведущего предприятия ракетно-космической отрасли нашей страны — Ракетно-космической корпорации «Энергия», которая носит его имя.
Накануне знаменательной даты Президент, Генеральный конструктор Корпорации Николай Севастьянов рассказал о вкладе этой стратегически важной компании России в мировую космонавтику и дальнейших перспективах развития работ в этой области человеческой деятельности.

Образованный в 1946 г. отдел 3 Специального КБ в составе НИИ-88 явился основой Особого конструкторского бюро-1 (ОКБ-1), которое впоследствии было переименовано в Центральное КБ экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, 1966), Научно-производственное объединение «Энергия» (НПО «Энергия», 1974), ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева». Сергей Павлович был основателем и первым руководителем этого предприятия (1946-1966).
Начало космической эры
Двадцатый век войдет в историю человечества как век начала практического освоения космического пространства. Русский ученый К.Э. Циолковский впервые теоретически обосновал возможность исследования космоса с помощью ракет. Гений С.П. Королева позволил приступить к практическому осуществлению дерзновенной мечты человечества о покорении космоса. Сергей Павлович с 30-х годов прошедшего столетия последовательно и настойчиво шел к этой цели и внес неоценимый вклад в ее достижение. Приходилось идти непроторенными путями, поскольку нужного опыта не существовало. Его работы, обеспечившие открытие космической эры человечества, материализованы в ракетах, ракетных комплексах, космических аппаратах и системах. С.П. Королев проявил талант выдающегося конструктора, ученого, организатора сложнейшего комплекса работ, в которых переплетались самые различные научные и инженерные проблемы. Связываемые с его именем слова «впервые в мире» относятся к конструкциям ракетно-космических систем, достижениям в освоении космического пространства не только под его личным руководством, но и последователями, учениками созданной им научно-технической школы.
РКК «Энергия» им. С.П. Королева с момента зарождения была перво-проходцем во всех направлениях практической космической деятельности.
Первой ступенью к звездам стала первая отечественная баллистическая ракета дальнего действия (БРДД) Р-1. При ее создании был использован опыт довоенных исследований Группы изучения реактивного движения (ГИРД) по созданию жидкостных ракет, подкрепленный технологиями по немецкой ракете ФАУ-2 (А-4). Первые пуски ракеты состоялись в 1948 г., а в 1950-м она с комплексом наземного оборудования была принята на вооружение, опередив на несколько лет аналогичный комплекс, созданный в США.
ОКБ-1 совместно с кооперацией предприятий и организаций ракетной промышленности страны заложило основы развития всех видов БРДД — от первых стационарных и мобильных сухопутных ракетных комплексов до комплексов баллистических ракет, стартующих с подводных лодок, и стратегических межконтинентальных носителей термоядерного оружия. Было создано 14 комплексов, из которых 11 принято на вооружение, чем был обеспечен паритет в противостоянии ядерных держав.
Создание комплекса БРДД Р-7 позволило перейти на основе ее космических модификаций к практическому освоению космического пространства.
Четвертого октября 1957 г. в Советском Союзе под научно-техническим руководством С.П. Королева с использованием модификации ракеты Р-7 («Спутник») был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, положивший начало проникновению человека в космос. Третьего ноября того же года был выведен второй спутник с собакой Лайкой. Запуск спутников положил начало новой области человеческой деятельности — созданию космической техники со своей спецификой, проблемами и методами решения поставленных задач. Полет Лайки и полеты других собак на высотных геофизических ракетах стали серьезными этапами на пути к пилотируемым космическим полетам.
Результатом напряженной ответственной работы возглавляемого Сергеем Павловичем коллектива ОКБ-1 и кооперации многих предприятий отрасли явился полет 12 апреля 1961 г. космического корабля «Восток» (запуск с использованием модификации ракеты Р-7 «Восток») с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным по орбите спутника Земли. Этим полетом Человечеству была открыта дорога к звездам.
Дальнейшим развитием этого направления стал запуск в октябре 1964-го трехместного космического корабля «Восход», а в марте 1965 г. — первый в мировой истории выход человека космонавта в открытое космическое пространство, осуществленный Алексеем Леоновым из корабля «Восход-2».
С 1959 г. начались полеты создаваемых под руководством Королева автоматических аппаратов к Луне и планетам Солнечной системы. В 1966 г. автоматическая станция впервые в мире осуществила мягкую посадку на поверхность Луны и передала на Землю изображение лунного ландшафта.
Предприятием были разработаны первые отечественные спутники связи «Молния-1» (1965) и автоматические космические аппараты (КА) «Зенит» для детальной фотосъемки поверхности Земли (1962). Спутники «Молния-1» показали возможность использования прямой передачи больших потоков информации по космическим радиоканалам на дальности несколько десятков тысяч километров. А переданный в 1964 г. на вооружение КА «Зенит-2» обеспечивал получение оперативных данных в интересах обороны страны.
С.П. Королевым был закончен проект транспортной системы «Союз» в составе кораблей 7К (полет космонавтов по околоземной орбите и их возвращение на Землю), 9К (разгонный блок-буксир) и 11К (дозаправщик-грузовой корабль). До стадии начала производства были доведены корабли 7К-ОК (первый старт в 1967 г.) и 7К-Л1.
Сергей Павлович возглавлял работы по созданию лунных пилотируемых космических комплексов — проект Л1 для облета Луны человеком в корабле 7К-Л1, проект Н1-Л3 для полета с посадкой человека на Луну. Разрабатывались проекты обитаемых околоземных космических станций, пилотируемого космического комплекса для полета на Марс. К сожалению, ему не довелось довести эти работы до успешного завершения, увидеть плоды своего труда и мечтаний. В январе 1966 г. выдающийся главный конструктор ушел из жизни.
Продолжение дела С.П. Королева
В последующие годы был получен опыт облета Луны беспилотными КА «Зонд» (7К-Л1) с возвращением спускаемых аппаратов типа «фара» на Землю по траектории входа в ее атмосферу со второй космической скоростью.
РКК «Энергия» как головное предприятие по пилотируемым программам обеспечила в кооперации с другими предприятиями и организациями ракетно-космической отрасли страны разработку, изготовление и эксплуатацию пилотируемых орбитальных станций «Салют» (1971-1991) и уникального пилотируемого орбитального комплекса «Мир» (1986-2001), универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия-Буран» с крупнейшей в мире ракетой-носителем «Энергия» и многоразовым орбитальным кораблем «Буран». Осуществление в 1988 г. точной автоматической посадки беспилотного варианта корабля «Буран» в ходе летных испытаний — вершина достижений ракетно-космической индустрии Советского Союза.
Российской ракетно-космической отраслью при активной, ведущей роли королевского предприятия были осуществлены крупнейшие международные программы — «Мир — Шаттл» и «Мир — НАСА» (1994-1998), коммерческий международный проект «Морской старт» (1999). Выполнены важнейшие этапы программы «Ямал» с запуском спутников связи нового поколения «Ямал-100» (1999) и «Ямал-200» (2003). Совместно с зарубежными партнерами были инициированы работы по созданию Международной космической станции (МКС), начато ее развертывание в составе модулей «Заря» (1998), «Звезда» (2000), «Пирс» (2001) и эксплуатация станции с 2000 года в пилотируемом режиме.
Развитие работ — новые программы и технологии
Сегодня РКК «Энергия» осуществляет деятельность по трем основным направлениям.
Первое — пилотируемые космические системы. Ведется строительство и дальнейшее развитие Российского сегмента (РС) МКС, производство и полеты кораблей «Союз» и «Прогресс» по обеспечению транспортных операций к станции (доставка космонавтов и грузов). Осуществляется эксплуатация МКС и проведение на ней экспериментов, исследований.
Второе направление — автоматические космические системы, в том числе спутники связи и спутники наблюдения. Начаты работы по созданию на базе платформы «Ямал» новой модификации спутников связи «Ямал-300», спутников наблюдения Земли системы «Смотр» и других специализированных КА.
Третье направление — средства выведения. Предприятие создает разгонные блоки типа ДМ для выведения КА на высокоэнергетические околоземные орбиты. Эти блоки работают как верхние космические ступени совместно с ракетами «Протон» и «Зенит», в том числе и в рамках проекта «Морской старт», у которого создается его продолжение на космодроме Байконур — комплекс «Наземный старт».
Корпорация предложила концепцию развития отечественной программы пилотируемых полетов на период 2006-2030 гг., цель которой — промышленное освоение космического пространства, ресурсов Солнечной системы.
Концепция исходит из необходимости реализации в ближайшие 25 лет следующих фаз:
• промышленное освоение околоземного пространства на базе развития РС МКС и его потребительских свойств;
• создание транспортной космической системы «Клипер»;
• осуществление лунной программы, которая положит начало промышленному освоению Луны;
• выполнение пилотируемой исследовательской экспедиции на Марс.
Дальнейшее строительство РС МКС должно обеспечить максимальную технико-экономическую эффективность его возможностей.
В 2009 г. в составе МКС должен появиться многоцелевой лабораторный модуль (МЛМ), который должен обеспечить эффективное техническое и экономическое развитие российского сегмента, превратив его в полноценный промышленный объект в космосе.
Создание экономически эффективной транспортной космической системы «Клипер» предусматривает в период до 2010 г. модернизацию космических кораблей «Союз» и «Прогресс» с переходом бортовых систем на современную элементную базу и создание многоразовой транспортной грузовой системы «Паром». Параллельно будут осуществляться разработка и ввод в штатную эксплуатацию пилотируемого многоразового многоцелевого космического корабля «Клипер», который может использоваться и в беспилотном варианте. Он разрабатывается как элемент транспортной системы обслуживания пилотируемых комплексов на околоземных орбитах. Корабль будет доставлять экипаж на орбитальные и межпланетные комплексы (станции) будущего, находящиеся на опорной околоземной орбите, возвращать его на Землю вместе с различными грузами, а также выполнять функцию корабля-спасателя для эвакуации экипажей этих комплексов на Землю в экстремальных ситуациях. Планируется флот из пяти таких кораблей. Проект должен обеспечить окупаемость транспортной космической системы за счет значительного снижения себестоимости полетов человека в космос и предоставления транспортных услуг отечественным и зарубежным пользователям.
Освоение Луны предусматривает использование сначала существующих сегодня, а затем новых технологий.
В результате должна быть создана постоянно действующая многоразовая лунная транспортная система «Земля-Луна-Земля», постоянная лунная орбитальная станция как космический порт и база на поверхности Луны.
Пилотируемую экспедицию на Марс планируется выполнить поэтапно — от реализации беспилотного испытательного полета до осуществления посадки экипажа на поверхность планеты.
Таким образом, промышленное освоение человечеством Солнечной системы позволит, как и предполагал С.П. Королев, получить доступ к неисчерпаемым ресурсам Вселенной и открыть новые знания в интересах развития цивилизации.