Алексей Лашков,
кандидат исторических наук

Go 229

Программа разработки «самолётов-невидимок» в СССР перед началом Второй мировой войны не ограничилась только проектом прозрачного аппарата ПС-4 конструкции профессора С.Г.Козлова. По некоторым сведениям, в 1937 г. на одном из закрытых советских аэродромов были проведены испытания «невидимки», созданного на основе новейших технологий по чертежам советского конструктора, итальянца по происхождению, Р.О. ди Бартини. Присутствующие на аэродроме операторы пытались провести съемку летательного аппарата, но он буквально растворился в воздухе и отслеживать его можно было только по шуму мотора. То же произошло и в ходе съемки с одного из сопровождающих «невидимку» истребителей И-16.
После испытаний конструктивные особенности загадочного самолета не получили широкой огласки и остались «за семью печатями». Можно предположить, что его постигла судьба детища С.Г.Козлова. На рубеже 1930-1940 гг. в ведущих европейских государствах и США началось активное внедрение радиолокации в военное дело.

Иные средства защиты

Активное использование РЛС в ходе войны заставило воюющие страны серьёзно задуматься о радиомаскировке своей военной техники. В ход пошли особые тактические приемы, способствующие снижению степени обнаружения самолётов (в том числе и при помощи радаров). Так, для обеспечения скрытности подхода самолётов к неприятельским субмаринам, находящимся в надводном положении, в 1943 г. американские специалисты в рамках секретного проекта «Йехуди» начали работы по созданию т.н. «активного камуфляжа» летательных аппаратов. Вскоре часть торпедоносцев «Эвенджер» и бомбардировщиков «Либерейтор» была оснащена мощными прожекторами, укрепленными к борту самолёта под определенными углами. Своими сильными лучами они буквально «растворяли» самолёты в дневном свете и делали их невидимыми для экипажей подводных лодок врага. Однако оснащение субмарин собственными радарами привело к свертыванию этого грандиозного проекта.
Необходимо отметить, что к началу Второй мировой войны фашистская Германия стаяла на пороге больших открытий в области радиолокации. Наладив массовое производство радиолокационных средств, германская промышленность уже к 1942 г. полностью обеспечила ими службу воздушного наблюдения страны. За сравнительно короткое время территория Германии и смежные с ней оккупированные страны (Дания, Бельгия, Голландия, Австрия, Чехословакия, Польша) покрылись густой сетью радиолокационных постов. Организационно они входили в состав особых полков связи люфтваффе.
Параллельно в недрах ведомства рейхсмаршала Германа Геринга шли секретные работы по созданию специального антирадарного покрытия для летательных аппаратов по программе «самолётов-невидимок» и новых самолётов особой конструкции. В 1943 г. в Германии был объявлен конкурс на создание дальнего бомбардировщика по программе «1000-1000-1000», способного доставить 1 т бомб на дальность 1000 км, со скоростью 1000 км/ч. Многие германские фирмы представили свои проекты. При тщательном их отборе выбор пал на концепцию «летающего крыла». Наибольший интерес вызвал проект самолёта (HIX) братьев Хортен, превосходивший своих конкурентов по бомбовой нагрузке в 2 раза, по максимальной дальности полета — в 1,5 раза и с предполагаемой скоростью до 960 км/ч.

Концепция «Unsichtbar»

В 1944-1945 гг. на базе авиационной фирмы «Гота» было разработано несколько модификаций дальнего бомбардировщика с двумя реактивными двигателями Go 229 (НIХ) конструкции братьев Хортен. Аппарат был выполнен по схеме классического «летающего крыла» размахом 16,8 м с утолщением в центральной части. Это делало самолёт минимально заметным для РЛС и инфракрасных обнаружителей. По сути, Хортенам удалось создать первый в мире «самолёт-невидимку», способный скрытно достигать намеченных объектов. Для решения этой задачи впервые была использована концепция «Unsichtbar», направленная на снижение радиолокационной и инфракрасной заметности летательного аппарата. Она заключалась в выборе схемы «летающее крыло», расположения двигателей в центроплане, утопленных воздухозаборников и обшивки из радиопоглощающих материалов. Сам антирадарный материал представлял собой два слоя полутора-миллиметровой фанеры с начинкой между ними в виде древесного угля, опилок и клея толщиной 12 мм.
Уповая на спасительное «чудо-оружие», Геринг на совещании 12 марта 1945 г. потребовал включить Go 229 в «срочную истребительную программу» и выдать братьям Хортен контракт на разработку специального истребителя с его серийным производством в …1946 г. Однако захват американцами завода в Фридрихсроде, где осуществлялась сборка опытных образцов, остановила этот проект.
Оказавшиеся в руках военного командования США несколько боеготовых самолётов Go 229 позднее были использованы американскими фирмами «Локхид» и «Нортроп» в продвижении своей технологии «стеллс» и постройке «самолётов-невидимок» F-117A и B-2.

И «чудо-оружие» уязвимо

В годы войны в США была запущена программа по созданию самолёта-разведчика с высокой антирадарной защитой. Она получила шифр «Архангел». Для её реализации на базе фирмы «Локхид» было создано сверхсекретное подразделение «Сканк Уоркс». В середине 1950-х группа конструкторов под руководством К.Джонсона создала высотный самолёт-разведчик U-2, имевший уменьшенную эффективную поверхность рассеяния, снижавшую величину радиолокационной заметности летательного аппарата. Но самолёт оказался уязвимым для советских зенитных ракетных комплексов С-75 («Двина», «Десна»), сумевших в течение 1960-1962 гг. дважды сбить летательные аппараты этого типа над территорией СССР и Кубой.
Определённая часть материалов по программе «невидимой авиации» люфтваффе стала достоянием наших специалистов. В январе 1953 г. Советский Союз представил миру свой новый стратегический бомбардировщик М-4 конструкции В.М. Мясищева. Часть поверхности самолёта имела специальное антирадарное покрытие. Эта возможность М-4, способного достигать с ядерным оружием на борту североамериканского континента, не на шутку встревожила руководство США.
В свою очередь американская сторона продолжала работы по развитию своей стратегической разведывательной авиации. В 1959 г. президент США Д.Эйзенхауэр утвердил проект самолёта «Архангел II» — А-12, способствовавший созданию самолёта-разведчика SR-71 с пониженной радиолокационной заметностью.
Однако продолжающая гонка вооружений настоятельно требовала создания новых высокотехнологических видов оружия, включая боевой «самолёт-невидимку».

(Продолжение следует)