Всероссийский форум по развитию авиационной промышленности, прошедший недавно в одном из крупнейших центров авиапрома России — Самаре был полностью посвящён проблемам аэрокосмической отрасли. Как ей возродиться (15 лет назад мы выпускали около трети всех воздушных судов в мире, сегодня — 1%) и занять достойное место на мировом авиационном рынке, на эти вопросы самым подробным образом постарались ответить участники мероприятия.
В ходе форума с докладами выступили представители законодательной и исполнительной власти, руководители отрасли и крупнейших предприятий, обозначив перспективы и самые острые и злободневные проблемы в авиационно-космической отрасли, сформулировав конкретные предложения по их преодолению. Депутат Государственной Думы, председатель Экспертного совета по вопросам авиационно-космического комплекса Александр Белоусов отметил, в частности, что более 2 миллионов человек Приволжско-Уральского округа, судьба которых связана с авиационно-космической отраслью, ждут сегодня от нас конкретных решений.
В нескольких выступлениях прозвучали слова о необходимости возобновления производства и гораздо более широкого использования известного всем самолёта Ан-2 (Ан-3), в частности, на местных пассажирских авиалиниях. В последнее время, когда нужда в нём продолжает оставаться острой, этот самолёт, обладающий уникальными лётными качествами, оказался незаслуженно забытым. В частности, об этом сказал и зам. директора Департамента ОПК Минпромэнерго РФ Валерий Воскобойников.
О широком практическом применении в различных сферах народного хозяйства газотурбинных двигателей, выпускаемых СНТК им. Н.Д. Кузнецова, рассказал его руководитель Сергей Тресвятский. Силовые установки на их основе используются на теплоэлектростанциях, газодобывающих предприятиях, МПС (газотурбовоз ГТD1) и в других отраслях.
В выступлении генерального директора авиационной лизинговой компании «Ильюшин-финанс К» Александра Рубцова шла речь о живой заинтересованности таких стран, как Иран, Сирия, Китай, Венесуэла и Куба в приобретении наших воздушных судов. При определённых же условиях мы уже в ближайшее время будем способны выпускать 23 машины в год. В планах же выпуск 150 самолётов на экспорт в течение 5 лет.
Сегодня отрасль в целом преодолела кризисный период, и в этом году денег из бюджета на эти цели будет выделено почти в 2 раза больше, чем в предыдущем. Темпы прироста продукции составили 139 %.
В числе наиболее интересных предложений программного проекта «Авиапром», принятого в итоге форумом, было «трансформировать бюджет, превратить его из документа «бухгалтерского», выстроенного «под Минфин», в документ управленческий. Для этого он должен строиться по программно-целевому принципу и носить достаточно конкретный характер. Финансироваться должны не «авиапром вообще» и даже не просто, скажем, «Программа развития гражданской авиации…», а совершенно конкретные проекты в координатах «объём финансирования/результат». Только такой подход позволит превратить бюджет в действенный инструмент управления государственной промышленной политикой и контроля эффективности расходования консолидированных средств налогоплательщиков».
Среди заслуживающих особого внимания было и предложение, что называется, из западного опыта. Например, там для реализации стратегического авиакосмического плана было предложено создать Бюро менеджмента авиакосмической индустрии в Управлении по менеджменту и бюджетам в правительстве. (Это и к вопросу о необходимости ввести «матричные» схемы управления комплексными программами.)…Каждый федеральный орган власти и агенства должны создать управления по развитию авиакосмической отрасли или её компонентов. Не прислушаться к такому опыту, безусловно, нельзя.
При учитывании баланса частных и государственных интересов в отрасли, в качестве основополагающего принципа рекомендовано «там, где частные интересы бизнес-структур входят в противоречие с интересами общества и государства, приоритет отдавать последним, т.е. интересам общества, представляемым государством».
Итогом форума стали выработка и принятие рабочего документа форума. Данный проект «Авиапром» может стать программным документом для руководства страны и отрасли.