Валерий Русских 356 Авиационный ремонтный завод основан в 1931 году. За 75-летнюю историю предприятия здесь продлялась жизнь многим изделиям авиационной техники различных видов.

С 1955 года завод выполняет ремонт вертолетов. За этот период отремонтировано 8674 вертолета, из них 2343 вертолета типа Ми-2 всех модификаций, 2707 вертолетов типа Ми-8Т, Ми-8МТ всех модификаций.
Сегодня Открытое акционерное общество «356 авиационный ремонтный завод» – современное предприятие, располагающее необходимой инфраструктурой, производственной базой, информационным обеспечением и специалистами высокой квалификации – осуществляет ремонт вертолетов типа Ми-2, Ми-8, Ми-8МТ, Ми-8МТВ, Ми-8АМТ всех серий и модификаций, и их систем и бортового оборудования за исключением двигателей, ВСУ и главных редукторов, ремонт которых производится на специализированных предприятиях-смежниках.
Право на выполнение всех видов работ подтверждено лицензией Федерального агентства по промышленности, а соответствие требованиям Системы качества – Сертификатами соответствия в системе сертификации Государственной авиации, Гражданской авиации и Авиарегистра МАК.
В настоящее время на основании бюллетеней промышленности, а также по технической документации Разработчика – «МВЗ им. М.Л.Миля», ОАО «356 АРЗ» выполняет большой спектр работ по модернизации вертолетов для приведения тактико-технических данных в соответствие с современными требованиями с учетом накопленного опыта боевой работы и эксплуатации авиационной техники как в Вооруженных силах, так и в эксплуатирующих организациях Гражданской авиации.
На базе предприятия выполняется дооборудование вертолетов типа Ми-8Т, Ми-8МТ внешними дополнительными топливными баками различной конструкции. Установка внешних дополнительных топливных баков позволяет существенно увеличить дальность и продолжительность полета вертолетов. При необходимости, в зависимости от полетного задания, обеспечивается их быстрый демонтаж и монтаж специалистами эксплуатирующих организаций. Все вертолеты типа Ми-8, Ми-8МТ могут дооборудоваться виброгасителями, что в значительной мере снижает вибрации конструкций вертолета в полете.
ОАО «356 АРЗ» имеет опыт модернизации вертолетов типа Ми-8МТ с установкой двигателей ТВ3-117ВМ взамен ТВ3-117МТ, с заменой рулевого винта и выполнения доработок по авиационному оборудованию в соответствии с техническими условиями на вертолет Ми-8МТВ. Выполнение указанных работ позволяет расширить тактико-технические характеристики вертолета при эксплуатации в условиях высокогорья. Для расширения возможностей вертолета по перевозке крупногабаритных грузов, выполнению монтажных работ предприятие дорабатывает вертолеты типа Ми-8МТ, Ми-8МТВ под установку системы внешней подвески грузоподъемностью до 5 тонн.
На заводе проводится комплекс работ по установке современного авиационного и радиоэлектронного оборудования. Выполняется замена аппаратуры регистрации параметров полета САРПП-12ДМ на БУР-1-2 и СДК-8, а сигнализаторов обледенения РИО-3 на СО-121. Устанавливаются: резервный авиагоризонт АГБ-3к в комплекте с блоком контроля кренов БКК-18, поисково-спасательные прожекторы SX-5, SX-16, метеолокатор А-813Ц, радиовысотомер А-037, радиостанция «Баклан-20», самолетные ответчики КТ-76с с футомером АК-350 и др.
Ремонт бортовой авионики вертолетов производится с выполнением всех современных требований по обеспечению качества ремонта и высокой послеремонтной надежности. Среди внедренных технологических процессов такие важные, как климатические и комплексные испытания отремонтированного оборудования и приборов. Ремонт бортового оборудования и вооружения осуществляется в полностью оснащенных специализированных подразделениях предприятия специалистами высокого класса.
Большое внимание в процессе капитально-восстановительного ремонта уделяется внешнему виду вертолетов, их интерьеру. Покраска вертолетов производится по эскизам Заказчика современными сертифицированными полиуретановыми эмалями, а надписи технической информации и символики – специальными самоклеящимися цветными пленками. Малярно-покрасочные работы выполняют профессиональные специалисты, используя современное оборудование и материалы. Производится отделка салонов вертолетов современными отделочными материалами. Заказчику предлагаются варианты интерьеров салона, освещения, цветовые решения.
Специалистами предприятия разработано и изготовлено большое количество технологического оборудования. Так, в процессе ремонта воздушно-масляных радиаторов вертолетов возникла проблема, связанная с очисткой внутренних каналов маслорадиаторов от продуктов отложений синтетического масла Б-3В. Для этих целей совместно с Северодвинским производственным объединением «СЕВМАШ» разработана и внедрена специальная ультразвуковая установка. Работа данной установки основана на интенсификации процесса очистки акустической кавитацией, возникающей в моющем растворе при воздействии ультразвукового излучения. При этом моющая жидкость, прокачиваемая через масляные каналы, постоянно подогревается и очищается специальными фильтрами. После промывки маслорадиаторов на указанной установке обеспечивается требуемая чистота масляных каналов, что позволило снять проблему с обеспечением нормальной циркуляции масла для его охлаждения в течение всего межремонтного ресурса вертолета.
Для освоения новой техники, а также оборудования, установленного на модифицированных вертолетах, рационализаторами предприятия модернизирован, разработан и внедрен целый ряд контрольно-проверочной аппаратуры:
• произведена модернизация стенда испытания гидроусилителей КАУ-30Б для производства приработки и контрольно-сдаточных испытаний рулевого привода РП-35 вертолета Ми-2. По сравнению с существующим штатным стендом данный комплекс позволяет производить все необходимые операции более качественно;
• пульт для приработки бортового регистратора БУР-1-2Ж, который предназначен для обеспечения приработки регистратора в лабораторных условиях при заданном номинальном режиме работы системы для повышения ее послеремонтной надежности. Он позволяет одновременно имитировать и регистрировать все аналоговые параметры и разовые команды. Устройство совместимо с комплектом наземного оборудования СНУО-1;
• пульты для проверки блока БКК-18, аппаратуры САС-4, позволяющие выполнять качественную диагностику поступивших для прохождения ремонта агрегатов, регулировку их параметров и проверку работоспособности после выполнения ремонта.
Все установки выполнены с высоким качеством разработки и изготовления, компактны, удобны в применении, часть установок унифицирована. Они могут успешно применяться предприятиями и организациями аналогичного с нами профиля.
Мы открыты в этом направлении для различных видов и форм сотрудничества. ОАО «356 АРЗ» приглашает к взаимовыгодному сотрудничеству всех Заказчиков ремонта вертолетов типа Ми-2, Ми-8Т, Ми-8МТ всех модификаций, а также заинтересованные научные и другие организации, работающие в сфере эксплуатации и ремонта авиационной техники.