Павел Мельник
Светлана Захарова
Часть 4.
Перспективные разработки в области аэродинамики БЛА


В настоящее время в ряде зарубежных стран проводятся исследования, основной целью которых является разработка перспективных технологий в области адаптивных авиационных конструкций. По оценкам специалистов, их использование позволит создать летательные аппараты с качественно новыми возможностями по динамической оптимизации тактико-технических параметров в соответствии с типом решаемой задачи, этапом полета и конкретными условиями применения.
Различные этапы и режимы полета любого летательного аппарата (ЛА) и беспилотного в том числе (взлет, посадка, крейсерский режим и т.д.) характеризуются, как правило, весьма противоречивыми требованиями к его аэродинамической компоновке.
Традиционные методы оптимизации геометрических параметров планера предполагают дискретное или пропорциональное перемещение элементов конструкции с помощью силовых приводов различных типов (гидравлических, пневматических, электрических и др.).
Например, увеличение подъемной силы крыла на взлете и посадке традиционно достигается за счет использования таких средств механизации, как закрылки, предкрылки, щитки и др. Эффект их применения основан на изменении кривизны профиля крыла и управлении пограничным слоем воздуха на его поверхности. Кроме того, на некоторых самолетах используется крыло с изменяемой стреловидностью, позволяющее оптимизировать аэродинамические характеристики на этапах полета, связанных с различной скоростью (дозвуковой, околозвуковой и сверхзвуковой).
Однако наличие на ЛА подвижных соединений и силовых приводов значительно усложняет и утяжеляет его конструкцию, а также снижает показатели надежности. В частности, применение системы поворота консолей крыла увеличивает массу летательного аппарата более чем на 20%. Кроме того, места сочленений подвижных элементов повышают радиолокационную заметность планера и являются дополнительными источниками возмущений воздушного потока, снижающими аэродинамическое качество аппарата.
По мнению зарубежных специалистов, этих недостатков будут лишены адаптивные (adaptive, morphing) летательные аппараты, под которыми понимается класс машин, способных в значительных пределах менять параметры своей конструкции в соответствии с условиями полета или типом выполняемой задачи.