Виктор Меркулов


К сожалению, на семинаре МАКС-2007, проведенном представителями компании «Кронштадт» и Минобороны, виртуальным тренажерам (простейшим симуляторам) не было уделено должного внимания.
По нашему мнению, поставка комплексных тренажеров летчика типа «Транзас» или «Кронштадт» в части ВВС в ближайшее обозримое время маловероятна из-за их громоздкости и потребует строительства в полках специальных сооружений стоимостью, соизмеримой со стоимостью самого самолета.
Между тем, есть простейшие симуляторы (виртуальные тренажеры), о них писалось в нескольких номерах журналах «Авиапанорама», когда летчик управляет не джойстиками, а рычагами и кнопками в кабине реального самолета. Летчик садится в кабину самолета и надевает виртуальные очки. Теперь все, что он видит – это виртуальная реальность, детально воспроизводящая настоящую, когда за кабиной самолета земля уходит из-под ног, летчик видит взлетную полосу, поля и леса пролетаемой местности, как в дневное, так и ночное время. При этом сам самолет остается неподвижным на земле, готовым к выполнению реального полета (предполетная подготовка самолета после тренажа занимает менее часа). Все это создает специальный программный продукт «симулятора», установленного в компьютере. Компьютер соединен с виртуальными очками и легкосъемными датчиками крена, тангажа и курса, расположенными на элеронах, рулях высоты и направления используемого для тренажа самолета.