Павел Иванов Интервью с начальником 7 ЦВКАГ МО РФ Александром Зубковым

Александр Данилович, расскажите подробнее о функционировании Центра врачебно-летной экспертизы.

На современном этапе одним из актуальных направлений деятельности госпиталя является разработка различных направлений в диагностике и лечении профессионально обусловленных заболеваний летного состава. Так, в отделениях и лабораториях Центра врачебно-летной экспертизы (ЦВЛЭ) совершенствуются специальные методы обследования и лечения летного состава, разрабатываются медицинские стандарты врачебно-летной экспертизы, нормативы профессионально важных качеств летчика. Особое внимание уделяется исследованиям, в которых моделируются условия и факторы летного труда. Применение специальных методов исследования физиологических функций позволяет получать наиболее полное представление о состоянии организма, его резервных возможностях и профессиональной работоспособности летчика в условиях реального полета. В 2002 г. в госпитале разработан и внедрен в практику не имеющий аналогов аппаратно-программный комплекс обследования летного состава при проведении стендовых нагрузочных проб. В центре совместно с Институтом психологии РАН ведется активная работа по совершенствованию клинико-психологической экспертизы, разрабатываются новые методы психологического обследования, проводятся современные нейрофункциональные исследования. Совместно с ГНИИИ МО РФ активно проводится научно исследовательская работа по разработке и внедрению в практику методик повышения устойчивости организма к факторам летного труда. Эта деятельность ЦВЛЭ невозможна в отрыве от работы клинических центров и отделений госпиталя.

    Что можно сказать о научно-методической работе госпиталя в названном направлении?

В настоящее время совместно специалистами ЦВЛК МО РФ и ФГУ «7 ЦВКАГ МО РФ» подготовлена новая редакция «Руководства по авиационной медицине», в которой клинический раздел существенно расширен. Активно внедряется новейшая концепция клинической авиационной медицины, которая выступает в качестве научной и методологической основы практической деятельности авиационных врачей в системе ВЛЭ.

На наш взгляд, сегодня в условиях реформирования Вооруженных сил для всестороннего, научно обоснованного применения индивидуальной оценки в системе ВЛЭ крайне необходимо: организовать проведение опережающих научных исследований, касающихся прогноза состояния профессионального здоровья; изучить отдаленные последствия профессионально обусловленных заболеваний, причин смерти летного состава; разработать новые экспертные подходы к освидетельствованию лиц старше 40 лет, с учетом требований к профессиональной деятельности, в том числе и на летательных аппаратах 5-го поколения; принципиально модернизировать стенды, моделирующие основные факторы полета, с применением самых современных медицинских технологий; разработать новые методы оценки функций основных органов и систем организма; организовать обязательную аттестацию врачей лечебных учреждений ВВС по вопросам ВЛЭ.

Министром обороны дано задание ГНИИИ ВМ РФ совместно с ЦВЛК МО РФ и ФГУ «7 ЦВКАГ МО РФ» провести, начиная с 2008 года, широкомасштабное научное исследование, направленное на разработку концепции научного сопровождения ВЛЭ и восстановительного лечения. Одной из основных задач данного исследования является создание классификатора признаков профессионально обусловленных субклинических форм заболеваний и функциональных нарушений у летного состава и разработка критериев оценки этих нарушений в практике врачебно-летной экспертизы.

    Кроме накопленного опыта и высокопрофессиональных кадров, успех работы в этом направлении определяется и уровнем лабораторной базы…

В первую очередь, это уникальная стендовая база, позволяющая моделировать воздействие физических факторов полета: гипоксия, декомпрессия, угловые ускорения, перегрузки и т. д. Все стенды оборудованы современным высокотехнологичным медицинским оборудованием. В этом году мы ввели в эксплуатацию современный аудиовестибулометрический комплекс, позволяющий выйти на принципиально новый уровень оценки функционирования вестибулярного анализатора у летного состава. В будущем для оценки мозговых функций у летного состава мы надеемся приобрести нейрофизиологическое оборудование экспертного класса.

    Что Вы можете отнести к основным заслугам госпиталя в деле обеспечения безопасности полетов и летного долголетия?

Особое внимание уделяется проблеме продления летного долголетия, приобретающей в последнее время государственные масштабы. За последние пять лет нам удалось в несколько раз снизить количество случаев плохой переносимости стендовых исследований в процессе проведения медицинского освидетельствования летного состава. Благодаря разработке и применению щадящих неинвазивных методов лечения и реабилитации удалось снизить уровень дисквалификации летчиков по медицинским показаниям, который не превышает 5%. Около 200 летчиков были восстановлены на летной работе. Более 5 тысяч летчиков прошли курс восстановительного лечения и успешно продолжают летную работу в авиационных частях. Командованием и медицинской службой ВВС принято решение об обязательном прохождении курса восстановительного лечения в нашем госпитале летчиков после катапультирования, серьезных авиационных инцидентов, а также выполнения контртеррористических операций.

Госпиталь поддерживает тесные связи со Службой безопасности полетов авиации ВС РФ. Сотрудники госпиталя постоянно принимают участие в ее инспекциях авиационных частей и соединений, а также в расследовании причин авиационных происшествий и инцидентов.

    С какими аналогичными медучреждениями госпиталь сотрудничает наиболее тесно? Насколько удовлетворительно, по-вашему, удается поддерживать сотрудничество с органами врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации?

    В первую очередь, это ГНИИИ ВМ, с которым мы ведем более 10 совместных научно-исследовательских работ, три сотрудника госпиталя являются членами ученого совета данного института. Разработан и активно осуществляется совместный учебно-методический цикл занятий по проблемам авиационной медицины. С целью развития клинической базы госпиталь активно сотрудничает с такими учреждениями, как: ГИУВ МО РФ, ВМедА им. С.М. Кирова, МГМСУ, РУДН, ИП РАН, РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина и др.

     Что касается нашего взаимодействия с органами врачебно-летной экспертизы гражданской авиации, то должен отметить, что оно должно быть более тесным. Специалисты нашего госпиталя часто оказывают консультативную помощь медицинским учреждениям гражданской авиации, в госпитале создано региональное отделение Ассоциации авиационной и космической медицины при Межгосударственном авиационном комитете, однако до сих пор мы не можем получить лицензию на проведение ВЛЭ по Федеральным авиационным правилам. К сожалению, в этом деле государственной важности наше взаимодействие с органами ВЛЭ гражданской авиации носит конкурентный характер. Нам видится, что медицинское обеспечение авиации, безопасности полетов должно быть в ведении федеральных органов и неслучайно в настоящее время активно разрабатывается федеральная целевая программа обеспечения безопасности полетов.