Валерий Антошин

Евгений Кондратюк

В январе 2007 года истребитель пятого поколения F-35 «Лайтнинг-2» компании «Локхид-Мартин» совершил второй успешный испытательный полет. Летные испытания опытных образцов самолета будут продолжаться еще несколько лет. Однако уже сейчас партнеры США по НАТО выразили согласие участвовать в разработке данного самолета с целью его приобретения. В общей сложности ВМС и корпус морской пехоты США планируют приобрести 680 истребителей пятого поколения. ВВС США намерены закупить 1763 F-35 для замены самолетов F-16 и А-10. Около тысячи самолетов могут быть закуплены союзниками США по НАТО, а также такими странами, как Австралия, Израиль, Япония и др.

Окончание, начало в № 1-2008
F-35

Самолет F-35 планируется оснастить такими видами оружия, как управляемые бомбы JDAM GBU-31 калибра 907 кг и GBU-32 калибра 454 кг, кассетные боеприпасы с коррекцией влияния ветра WCMD CBU-105, КАБ с лазерным наведением GBU-12 «Пэйвуэй II» калибра 227 кг, планирующие управляемые бомбы AGM-154 JSOW, УР класса «воздух-воздух» AIM-120C AMRAAM и AIM-132 ASRAAM, а также пушечным контейнером GPU-5/A с модернизированной 4-ствольной 30-мм пушкой GAU-12/А «Гатлинг» на внешней подвеске.
В случае выполнения самолетом F-35 боевой задачи в конфигурации наименьшей радиолокационной заметности все вооружение должно размещаться только в двух внутрифюзеляжных отсеках.
В варианте максимальной загрузки в каждом внутрифюзеляжном отсеке могут быть размещены:

  • одна УАБ JDAM GBU-31;
  • одна УР AMRAAM AIM-120C класса «воздух-воздух» (на внутренней створке люка).

При этом боевая нагрузка самолета составит около 1800 кг. По оценке разработчиков программы, в такой конфигурации боевой радиус действия самолета F-35С будет вдвое превосходить радиус действия самолета F/А-18 и составит 1200 км. Одно из преимуществ размещения вооружения во внутренних отсеках для палубного самолета F-35С по сравнению с самолетами 4 поколения заключается в возможности совершать безопасную посадку на палубу даже в том случае, если летчик по разным причинам израсходовал не весь боезапас.
Ранее летчики в таких случаях перед посадкой на палубу, чтобы не рисковать, просто сбрасывали неизрасходованные боеприпасы в море. В 21 веке это становится слишком дорогим мероприятием.
При выполнении боевой задачи в зоне, где система ПВО уже подавлена, боевая нагрузка самолета F-35С может быть значительно увеличена (в ущерб его заметности) путем размещения дополнительного вооружения на 7 внешних узлах подвески (6 под крылом и 1 под фюзеляжем). На них могут размещаться УР класса «воздух-земля» AGM-158 JASSM, УР класса «воздух-воздух» AIM-9X «Сайдуиндер», УАБ с лазерным наведением калибра 227 кг, топливные баки и др. вооружение, 30-мм пушка – под фюзеляжем.
По заявлению руководства программы по созданию самолета F-35, на данном самолете в принципе может быть размещено любое вооружение, используемое на самолетах ВВС, ВМС и МП США. В то же самое время считается целесообразным, в целях экономии денежных средств, отказаться от образцов вооружения, устаревших или устаревающих ко времени ввода в боевой состав самолета F-35, в частности, модификаций А и В управляемой ракеты класса «воздух – воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM, управляемой ракеты класса «воздух – земля» AGM-65 «Мейверик», противокорабельной ракеты AGM-84C/D «Гарпун» и крылатой ракеты AGM-84H SLAM-ER.
Кроме этого, следует учитывать, что самолет F-35C оборудован системой дозаправки в воздухе, а это еще более расширит его возможности по поражению целей в глубине территории противника.
Допускается также включение в состав вооружения самолета F-35 новых разрабатываемых образцов вооружения. Это относится, например, к создаваемой высокоточной бомбе сверхлегкого калибра GBU-39/В массой 125 кг.
Общая стоимость НИОКР по созданию тактического истребителя F-35 оценивается в 45 млрд. долл. Всего до 2027 года для вооруженных сил США планируется закупить 2458 машин (15 ед. – опытные образцы для проведения летных испытаний, 1763 ед. – для ВВС, 680 ед. – для авиации ВМС и морской пехоты) на сумму около 161 млрд долл.
В ходе реализации программы создания самолета F-35 выявлены проблемы как технического, так и организационного характера, которые привели к затягиванию сроков завершения основных этапов разработки и увеличению закупочной стоимости истребителя.
Так, полная стоимость программы на июнь 2006 года уже превышала первоначальную на 51% и оценивалась в 276,5 млрд долл., а средняя программная стоимость самолета увеличилась на 76% и составила 112,5 млн долл. при стоимости приобретения в 94,8 млн.долл.
Отмечается, что в ходе демонстрационных испытаний и подготовки к производству опытных образцов практически не проводилась оценка показателей заметности, отработка и отладка ключевых комплексов и систем БРЭО, а также не определена реальная степень унификации демонстрационных образцов даже по планеру. По предварительным оценкам, вместо заданных 70–80% унификации основных элементов планера, достигнутый уровень унификации не превышает 40%.
Несмотря на это, принято решение о начале изготовления 15 опытных образцов, предназначенных для летных испытаний, 7 – для статических испытаний и 1 модели для оценки радиолокационной заметности. Первый полет опытного самолета F-35А состоялся в декабре 2006 года. Подключение к этим испытаниям первых опытных образцов модификаций F-35B и F-35C намечены на 2008 и 2009 год соответственно. Общее отставание по программе самолета F-35C составляет около 2 лет.
Согласно первоначальным планам МО США, в 2007 году предусматривалось начать серийное производство первых 424 самолетов F-35. Однако вышеупомянутые проблемы могут привести к значительной корректировке как сроков развертывания самолетов в войсках, так и их закупаемого количества, а также к дополнительным финансовым затратам по доработке уже развернутых истребителей.
МО США предполагает достичь снижения закупочной стоимости создаваемых в рамках программы F-35 истребителей в различных вариантах за счет предполагаемых поставок значительного (710 ед.) количества самолетов вооруженным силам практически всех стран НАТО, а также Австралии. Однако декларируемый в последнее время отказ США в допуске европейских стран к результатам технологических исследований может привести к выходу из программы Великобритании (150 ед.), Италии (130 ед.), Турции (100 ед.), Дании (48 ед.), Нидерландов (85 ед.) и Норвегии (48 ед.). Это также приведет к удорожанию и увеличению сроков реализации программы. Причем Австралия уже рассматривает возможность закупки самолетов F/А-18Е, F «Супер Хорнет» вместо планируемого ранее самолета F-35C.
В МО США существует несколько мнений о дальнейшем ходе программы создания самолетов семейства F-35, зачастую прямо противоположных, вплоть до отказа от модификации самолета F-35C для палубной авиации ВМС США и закупки вместо него самолета F-35В с вертикальным взлетом и укороченной посадкой, предназначенный для КМП США. Окончательное решение пока не принято, все будет зависеть от результатов предстоящих летных испытаний опытных образцов.
Сроки достижения первоначальной боеспособности авиаэскадрильи истребителей F-35А для ВВС США перенесены с 2011 на 2013 год, а сроки формирования авиаэскадрилий для ВМС и МП пока не определены. Конгресс США тем временем принял решение о сокращении темпов закупок самолетов F-35С для ВМС США в 2008-2011 гг. на 58 единиц, вместе с тем увеличив на 28 ед. закупки истребителей F/А-18Е, F.