Александр Меденков Проблемы подготовки инженеров, способных использовать современные технологии учета человеческого фактора при создании и эксплуатации конкурентоспособной авиакосмической техники, рассматриваются в статье профессора кафедры систем оборудования летательных аппаратов МАИ, доктора медицинских наук, кандидата психологических наук Александра МЕДЕНКОВА.

(Окончание, начало в № 2, 2008)

В содержании и методологии инженерно-психологических и эргономических исследований в авиации и космонавтике особо акцентировалось влияние недостаточного учета психофизиологических характеристик и возможностей летчика и космонавта при разработке средств и алгоритмов и организации летного труда на их функциональное состояние, эффективность работы и профессиональную надежность. Однако эти показатели зависят от многих факторов, влияние которых определяется не только внешними условиями и обстоятельствами, но и мотивацией, уровнем подготовки и готовности специалиста, его психофизиологическими характеристиками и резервами. В связи с этим в прогнозе эффективности труда человека-оператора при инженерно-психологическом и эргономическом проектировании его деятельности представлялось важным ориентироваться на совместное влияние и взаимовлияние различных факторов на функциональное состояние, качество работы и профессиональную надежность. Это методологическое положение учитывалось при выборе методов, способов и технологий интеграции образования и формирования научного мышления в процессе обучения студентов аэрокосмических вузов.
Программа подготовки студентов по вопросам эргономики и инженерной психологии предусматривала использование полученных на лекциях знаний для решения практических задач оценки и проектирования алгоритмов и средств летного труда и организации летной работы. Специфика курса заключалась в обучении студентов методам, способам и технологиям учета психофизиологических характеристик и возможностей летчика при проектировании летательных аппаратов, их систем и оборудования, обеспечении его работоспособности в полете и создании средств защиты. Поэтому содержание лабораторных работ связывалось с основными направлениями эргономических исследований и разработок по оптимизации средств и алгоритмов летной деятельности.
При выполнении лабораторных работ и построении математических моделей, адекватно описывающих психофизиологические закономерности восприятия и переработки информации, принятия решений и их реализации в процессе деятельности, студенты использовали знания и сведения из курса инженерной психологии и эргономики и овладевали навыками и умениями, необходимыми для создания перспективной авиационной техники с учетом возможностей человека-оператора.