Евгений Матвеев

За три дня выставку HeliRussia посетили 10 тысяч человек. В работе выставки приняли участие 129 компаний, из них 22 из зарубежных стран. На площади в 10 750 кв. м были представлены 20 красавцев-вертолетов, производства «МВЗ им. М.Л. Миля», «Камов», «КВЗ», Eurocopter, AgustaWestland, Bell Helicopter и MD Helicopters.

Подписали соглашения о совместной разработке двигателя для вертолета Ми-38 и о начале полномасштабного сотрудничества ОАО «Вертолеты России» с итальянской AgustaWestland; протоколы о намерениях Нарьян-Марского объединенного авиаотряда на поставку пяти вертолетов Ка-62 и авиакомпании «Авиашельф» — на четыре Ка-62; заключили контракты и достигли договоренностей.

Провели насыщенную деловую программу:

— кадровый форум, в рамках которого прошла конференция «Система подготовки кадров для вертолетной отрасли»;

— мастер-класс «Дизайн в летательных аппаратах»;

— круглый стол «Развитие вертолетных комплексов государственной авиации: проблемы и пути решения»;
— международный семинар «Использование новейших технологий и комплексный подход к оборудованию вертодромов — путь к успешному развитию вертодромов в России. Тенденции развития вертодромов США и Европы»;

— круглый стол «Безопасность и охрана здоровья летного и технического персонала эксплуатантов, производителей и ремонтных предприятий вертолетной техники. Использование современных средств индивидуальной защиты» с конференцией «Проблемы обеспечения безопасности полетов на вертолетах отечественного и зарубежного производства в условиях их летной и технической эксплуатации в регионах России»;
— круглый стол «Вертолет класса ВИП».
Собрали презентации различных марок вертолетов и презентацию компании Turbomeca по случаю ее 70-летия. Сергей Сикорский рассказал о достижениях своего отца на презентации «Воспоминания пионера»…
HeliRussia ни в чем не уступила. Некоторые сравнительные характеристики основных вертолетных выставок можно увидеть в таблице. Однако, с другой стороны, «все это мы уже видели», за исключением моделей перспективных комплексов. Действительно, некоторые вертолеты превратились в выставочные экспонаты, которые возят с одной выставки на другую. Они уже «забыли, когда поднимались в воздух».

Запутали. Красавец ЕС145 — на борту гордое «Россия». Невозможно разобраться: «покупатель — один, владелец — другой, эксплуатант — третий…». Жизнь опережает законы, поэтому понятно естественное желание их обойти. Правда, это никогда хорошо не заканчивалось. Только открытость, законность, добросовестность может сдвинуть нас с места.

Удивили. Отдельные заявления звучали неловко. Порой докладчика заносило: «Нет аналогов в мире». В то же время наш опытный прототип налетал всего 100 часов, а конкуренты — сотню тысяч и не в самых благоприятных условиях, в том числе и боевых. Как можно сравнивать результаты эскизного проектирования с данными, полученными в ходе реальной эксплуатации? Для повышения характеристик необходимо вкладывать новые решения (конструкция та же, подходы те же, одинаковые западные двигатели… за счет чего столь существенный «навар» в цифрах?). Основной критерий истины — практическая эксплуатация, а успех — в интеграции разработки, производства и эксплуатации.

На словах мы «впереди планеты всей». А мировое вертолетостроение не стоит на месте, кроме летающих программ, с которыми мы любим равняться, уже давно работают демонстраторы новых технологий, нарабатываются технологические заделы (технологии Х2, беспилотные вертолеты, газогенераторы нового поколения), которые могут «выстрелить» в самое ближайшее время. Скорость выхода новой продукции на рынок сократилась до 2-3 лет. Наши вертолетные программы разрабатываются десятки лет. Шапкозакидательство — не лучший помощник для динамического развития.

Не оценили. Деловая программа большая. Мероприятия проведены, однако никто не сказал, каковы плюсы, минусы. Поверхностный анализ без глубокого изучения. Оценка качественная, в целом «успешно». А по сути, что? В какой-то момент PR заслонил содержательность. Чтобы вылечить заболевание, необходимо досконально знать состояние вертолетного хозяйства.

Закупили. Соглашения о намерениях — это еще далеко не договор. Заявлениями сыт не будешь. О российско-итальянском сотрудничестве. В схеме: «закупка — строительство сервисных центров — совместное производство» нет ничего нового, так сегодня живет весь вертолетный мир. Новое — в скорости реализации и… в национальных интересах. Здесь нужно сказать несколько слов по поводу итальянцев. Приведу наглядный, на мой взгляд, пример. Конкретный вопрос, какова периодичность замены масла в главном редукторе? В ответ вам протягивают рекламный проспект — там, мол, все есть! А в «рекламке» про ТОиР вообще нет ни слова. Что это — неуважение или неумение работать? Отнюдь, это — характер. Скрупулезно записать вопросы, горячо обещать ответить, даже взять адрес и… тишина. В этом итальянцы чем-то похожи на китайцев — полное отсутствие обратной связи. Работают только в одном направлении — на себя. Приезжают на выставку собрать информацию и, не дай Бог, что сказать.

Выставка стала наглядным подтверждением потенциальных возможностей, правда, не предложив механизма их реализации. Есть громкие заявления, PR-акции, есть проблемы (беда с кадрами), но нет путей решения. И, тем не менее, выставка, словно лакмусовая бумажка, среагировала на изменения. За всем этим «поразили, удивили, не оценили…» отчетливо проступают контуры новых процессов. Процессы в нашем вертолетном хозяйстве начались. Вопрос, куда и с какой скоростью они пойдут? Чтобы ростки пошли в нужном направлении, нужна заботливая рука. Однако одного направления уже мало, сегодня необходимо ускорение, которое могут придать лидеры. Решение накопившихся проблем под силу настоящим личностям. Процессы сложные, проблем много, и нам нужны лидеры, способные повести отрасль вперед.

Что касается высказываний типа: «на 1 млн человек у нас всего 14 вертолетов, а в Канаде — 56», причина известна — низкий уровень жизни в России. Показатель числа вертолетов на 1 млн жителей зависит от доходов на душу населения: чем выше доходы, тем больше себе люди могут позволить вертолетов! У нас мало вертолетов лишь потому, что мы бедные.

В заключение надо сказать, что прозвучавшие выше минусы, как, впрочем, и плюсы, не касаются организаторов выставки — они хорошо сделали свое дело. Первая Международная выставка HeliRussia СОСТОЯЛАСЬ, т.е. первый блин комом не стал.