Александр Меденков Все чаще на страницах журналов, на научных форумах, на выставках авиационной техники звучит тема тренировки и подготовки летного состава с использованием современных технических средств обучения: авиационных тренажеров, автоматизированных обучающих систем и комплексов. С нескрываемым оптимизмом демонстрируются разработки и образцы созданных технических средств. При этом обращается внимание на внедрение при их разработке научно-технических достижений. Казалось, надо радоваться! Появляется надежда на повышение качества подготовки и тренировки летного состава, на снижение авиационных инцидентов и катастроф из-за ошибочных и несвоевременных действий экипажа. Но надежды могут не оправдаться. Причины этого анализирует в своей статье доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор Московского авиационного института Александр МЕДЕНКОВ.

Во главу угла при разработке технических средств обучения летного состава необходимо ставить не столько технические возможности реализации тех или иных функций и задач, сколько адекватное моделирование содержания и структуры летной деятельности, условий и обстоятельств ее осуществления. Но смоделировать такую адекватность без учета законов психологии, механизмов психической регуляции поведения и действий летчика в полете невозможно. Все это является предметом исследований авиационных психологов и психофизиологов, которые способны на основе субъективных и объективных данных, методологически выверенных тестов оценить полноту моделируемых ситуаций и их психологическую адекватность реальным условиям и обстоятельствам полета.
На тренажерах отрабатывается только часть упражнений курса подготовки. Формально можно посчитать задачи и попытаться полнее реализовать возможность их отработки на тренажерах. Собственно, по этому пути и идет отечественное тренажеростроение. Не случайно в качестве достоинства тренажера разработчики с упоением называют количество задач, реализуемых на тренажере. Казалось бы, так оно и есть. А на самом деле число задач не является критерием оценки эффективности технического средства подготовки летчика. В свое время авиационные психологи разработали методику обучения летчика пространственной ориентировке по так называемым «опорным точкам» с помощью обыкновенных слайдов. И поскольку методика учитывала психологическую структуру образа полета, то обеспечивала у летчика формирование адекватного представления о пространственном положении самолета. И летчики при полетах в сложных условиях стали чувствовать себя увереннее, количество ошибочных действий резко сократилось. Проблемой остается обеспечение адекватности моделирования условий и обстоятельств решения задач деятельности. Выработка навыков выполнения управляющего действия на тренажере важна не сама по себе. В ряде случаев необходим не столько автоматизм в реализации навыков и умений, сколько учет при выполнении действий внешних факторов и воздействий. Не случайно причиной многих авиационных инцидентов с вертолетами являются поспешные и не координированные действия ручкой циклического шага и рычагом общего шага.
До конца не используются возможности индивидуального управления и контроля тренажерной подготовки летчика. Между тем, процесс обучения эффективнее при учете психологии, индивидуальных возможностей и способностей обучаемого. Организация обучения должна быть адаптирована к состоянию, психическим процессам и качествам летчика.
Все еще недостаточно активно разрабатываются методы автоматизированного анализа действий в процессе подготовки и оперативной коррекции процесса обучения в зависимости от его успешности, индивидуального стиля деятельности и психологических особенностей личности летчика. Отстает от теории практика формирования летных навыков и умений, и, прежде всего, по ведению пространственной ориентировки, предупреждению иллюзий, распределению внимания, повышению устойчивости летчика к помехам и стрессу. Одной из причин иллюзий является противоречивость информации, поступающей по разным каналам и лежащей в основе представления летчиком полетной ситуации. Механизмы предупреждения иллюзий формируются только при адекватном моделировании противоречивых ощущений и отработке алгоритмов сознательного подавления иллюзий, в том числе при действии ускорений.
По-прежнему особую сложность вызывает обучение летчика правильно оценивать воздушную обстановку и ситуацию на борту, пространственное положение летательного аппарата, расстояние до видимых ориентиров. Механизмы психической регуляции деятельности летчика в процессе обучения формируются на основе интеграции информации, ощущений, представлений, моделей оценки и действий в различных условиях и обстоятельствах полета. Важную роль в регуляции действий летчика играет образ полета, который формируется, уточняется и корректируется на основе приборной и внекабинной информации. Обучение этому необходимо строить на основе учета психологических особенностей формирования пространственных представлений и их адекватного моделирования на тренажере.