Сергей Левицкий

Раз уж F-35 упорно называют истребителем пятого поколения, оценим его боевые возможности при решении истребительных задач, для чего проведем математическое моделирование ближнего воздушного боя. В качестве противника для F-35 выбран коммерческий проект ОКБ им. П.О. Сухого — Су-35 с двигателями «117С» НПО «Сатурн». Оба самолета имеют в качестве вооружения по четыре ракеты «воздух-воздух» малой дальности и штатную артиллерийскую установку.
Результаты исследований в виде среднестатистических показателей эффективности по итогам 500 воздушных боев показывают, что Су-35 как истребитель имеет подавляющее превосходство над своим конкурентом. Обладая лучшими маневренными характеристиками, он в 2,55-3,39 раза чаще выходил в условия применения ракетного вооружения, и в 3,54-5,24 раза чаще эти атаки завершались поражением цели. Вероятность успешного для F-35 завершения поединка с Су-35 не превышает 0,21-0,28.
Наибольшую эффективность в воздушном бою показал палубный истребитель F-35С, благодаря существенно меньшей удельной нагрузки на крыло. Самолет ВВС США F-35А перетяжелен. Максимальная эксплуатационная перегрузка nуэ макс = 9, на которую рассчитана конструкция данного самолета, практически нереализуема на высотах ведения воздушного боя вследствие большой удельной нагрузки на крыло.
Удельная нагрузка на крыло является фактором, в значительной степени определяющим вероятность выживания самолета в маневренном воздушном бою, поэтому у F-35В этот показатель эффективности минимален. Для большей наглядности течения ближнего воздушного боя между многофункциональным истребителем Су-35 и ударным истребителем F-35С на рис. 6 показаны проекции на горизонтальную плоскость траекторий движения летательных аппаратов с отметкой моментов применения вооружения. Бой начинается из нейтральной тактической ситуации (t=0) разворотами на противника.
Истребитель Су-35, используя преимущество в максимальной располагаемой перегрузке, выполнив форсированный вираж, выходит в условия применения вооружения и на 12-й секунде первым атакует противника. Пуск, осуществленный с дальности D=2700 м при курсовом угле q=70°, спустя 5 секунд завершается поражением F-35 с вероятностью Wпор.=0,70. Наш истребитель, обладая более высокой тяговооруженностью, удерживает инициативу в течение всего боя и эффективно реализует весь запас управляемых ракет, завершая бой в тактически выгодном положении (t=88 с). Противник отвечает двумя результативными атаками.
Таким образом, учитывая очередность, результативность и количество выполненных атак, можно констатировать уверенную победу самолета Су-35 в этом частном случае, как и в 72% других вариантах развития воздушного боя. Основным достоинством самолетов типа F-35 является малая радиолокационная заметность. Именно реализация этого качества в сочетании с возможностью сверхзвукового полета на бесфорсажном режиме работы двигателя было главной задачей создателей «Лайтнинга-II». Для этого армейское командование США в перспективе планирует отказаться от неуправляемых авиационных средств поражения (АСП) и полностью заменить их малокалиберными управляемыми АСП, которые можно разместить внутри фюзеляжа.
Большая полезная нагрузка, расположенная на внешних подвесках, повышает заметность самолета и ухудшает маневренные возможности, что существенно повышает вероятность его поражения средствами ПВО и истребительной авиацией противника. Требования к ударным самолетам — брать как можно больше АСП, лететь дальше и бомбить по площадям, по мнению американских специалистов, устарело. Концепция современной войны предполагает скрытный проход и внезапный удар по конкретной разведанной цели, без лишних разрушений и жертв. При этом эффективность поражения цели обеспечивается не большой массой боевой части, а точностью попадания АСП.
Исходя из данной концепции, F-35 создан как элемент глобальной информационно-боевой системы. В тандеме F-22 — F-35 последнему отводится роль эффективного транспортного средства по доставке высокоточного оружия в заданную область пространства в районе цели. Причем эта цель может быть как наземной, так и воздушной, важно, чтобы дальность действия используемого вооружения исключала необходимость ближнего боя или входа в зону поражения маловысотной объектовой ПВО, где заметность теряет свою значимость, и выживаемость самолета определяется его маневренностью.
Таким образом, потенциальные экспортеры F-35 должны учитывать, что если его изъять из структуры экспедиционной воздушной армии США, то боевые возможности «Лайтнинга-II» существенно снизятся. Это обусловлено следующими факторами.
Самолеты F-35, поставляемые на экспорт, будут выпускаться с неполной реализацией технологии «стелс» в силу ее особой секретности. Данный самолет требует наличия арсенала специальных дорогостоящих управляемых АСП, позволяющих атаковать цель без захода в район действия объектовой ПВО. Успех боевого применения F-35 определяется наличием развитой информационной системы, обеспечивающей над территорией противника целеуказание и возможность высокоточного наведения управляемых средств поражения «воздух-поверхность». Доступ же к такой глобальной информационной системе имеют в настоящее время только ближайшие союзники США под контролем хозяина.
И, наконец, далеко не каждая цель фронтового ударного самолета требует применения высокоточного оружия. Поэтому неуправляемые АСП еще долгое время будут находиться на вооружении ВВС многих стран. Если же F-35 вооружить обычными средствами поражения, он превратится в обычный по возможностям, но необычный по цене истребитель-бомбардировщик. Поэтому экспортный потенциал данного самолета представляется сильно завышенным.
Подводя итог, хочется заметить, что оснований довольно потирать руки и злорадствовать по поводу неудачного проекта самолета 5-го поколения в США или переживать по поводу нерационального расходования денег американских налогоплательщиков нет никаких. Даже если из F-35 не получился «суперистребитель», американские ученые, конструкторы, инженеры, рабочие приобрели бесценный опыт, многому научились, создали новые технологии, материалы, стимулировали развитие образования и производства своей страны. Наконец, они создали реальный боевой летательный аппарат 5-го поколения — универсальный ударный самолет для трех родов авиации. Впервые создан серийный сверхзвуковой СКВВП.
Хотелось, чтобы затраты наших налогоплательщиков на оборону своей страны были бы столь же осязаемыми. Наш аналогичный и уже летающий проект самолета Як-41 был похоронен в середине 1990-х годов.