Валерий Антошин

Евгений Кондратюк

Недавно в российской прессе была опубликована статья об очередной модификации истребителя «4++» поколения разработки ОКБ им. Сухого под названием «Сушка» недопятая». В соответствии с ней появление на российском рынке истребителя 5-го поколения следует ожидать к 2015 году, что подтверждается интервью с генеральным директором ОКБ. Примерно в это же время должно произойти принятие на вооружение и американского самолета F-35, который считается «младшим братом» многоцелевого истребителя 5-го поколения F-22A «Раптор». В настоящее время руководство МО США заработало себе серьезную «головную боль», поскольку в силу ряда причин летные испытания опытных образцов проведены не в полном объеме, а сама программа давно уже вышла за пределы выделенных средств и нарушила все сроки разработки.

Авторы данной статьи уже сообщали о ходе работ по созданию палубного варианта этого истребителя F-35С. Еще тогда было ясно, что в процессе разработки появились существенные проблемы, вызвавшие затягивание сроков принятия самолета на вооружение и серьезное удорожание программы в целом. Кроме этого, после неоднократных корректировок планов оказалось, что заявленные основные параметры самолета могут быть реально проверены в ходе летных и наземных испытаний только в период с 2010 по 2015 годы. А ведь программа идет уже с 2001 года. Вполне естественно, что данный факт заставляет призадуматься как официальных, так и потенциальных заказчиков самолета.
Напомним, что в рамках программы JSF разрабатывается 3 варианта самолета: обычного взлета и посадки аэродромного базирования (F-35А), палубного базирования (F-35С) и самолет КВВП (короткого взлета и вертикальной посадки) F-35B. Истребители семейства F-35 должны были в ближайшей перспективе заменить целый ряд самолетов, таких, как А-10 и F-16 в ВВС США, F/А-18 и АV-8В в авиации ВМС и КМП.
Раструбив на весь мир о скором создании нового истребителя 5-го поколения F-35, руководство МО США уговорило своих союзников по НАТО, и не только их, вложить в проект немалое количество денег. Таковых оказалось несколько стран: Великобритания, Италия, Нидерланды, Турция, Канада, Дания, Норвегия, Австралия, Израиль, которые также рассчитывали заменить в скором времени часть своих устаревших самолетов таким многообещающим истребителем. В данной нише мирового рынка вооружений США явно стремились опередить своих европейских коллег, которые уже предлагают на экспорт такие самолеты, как EF-2000 «Тайфун» и «Рафаль». Традиционные покупатели американской авиатехники, в частности F-16, которых в мире продано несколько тысяч единиц, конечно же, были не прочь заменить выработавшие свой ресурс истребители на новые F-35.
Однако на деле получился большой конфуз…