Вадим Горин

Сергей Филипенков

Мы продолжаем рассказ о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, выполненных в Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова, задачей которых были исследования деятельности человека-оператора в условиях, отличных от земных, включая оптимизацию его взаимодействия с системами пилотируемого космического аппарата. О работах, проводимых в ЛИИ в период 1965–72 гг. в рамках исследований системы ручного управления лунным посадочным модулем проекта Н1-Л3, рассказывает журналу участник этих событий, кандидат технических наук, начальник лаборатории «Экспериментальные системы управления и средства моделирования динамики полета» КНИО-2 ЛИИ Вадим Горин.
В.В.Горин работает в ЛИИ с 1956 г., в 1962 г. окончил Московский авиационный институт. С середины 60х годов активно включился в поставленные по инициативе С.П.Королева работы по исследованию и отработке методов прилунения пилотируемого космического аппарата с включением космонавта в контур ручного управления.
Исследования, проводимые в тесном взаимодействии со специалистами ОКБ1, включали создание экспериментальных средств – моделирующих стендов и летающих лабораторий на базе вертолетов, в том числе имитатор ВИ-4ЛК с поворотной кабиной и разработку методов стендовых и летных экспериментов с участием летчиковиспытателей ЛИИ. Результаты исследований легли в основу диссертационной работы В.В.Горина на тему «Исследования по выбору параметров системы ручного управления посадкой пилотируемого космического аппарата на поверхность Луны», успешно защищенной в 1973 г.
Проведенные работы позволили определить вид близких к оптимальным, в смысле взаимодействия с пилотом, законов системы управления и продемонстрировали эффективность разработанной технологии исследований, многие аспекты которой были использованы в дальнейших разработках и остаются актуальными до настоящего времени.
Беседу ведет Сергей Филипенков, ведущий научный сотрудник ЦЭФИ ЛИИ им. М.М.Громова, кандидат медицинских наук.

(Продолжение, начало в №3-2009)

На начальном этапе отечественной лунной программы ручное управление посадкой пилотируемого космического аппарата (ПКА, рис.1) на поверхность Луны не рассматривалось в качестве штатного режима. Однако при дальнейшем развитии программы оно вполне могло найти свое место, как минимум, в виде резервного контура управления.
Исследования и отработка посадки ПКА на поверхность Луны с помощью системы ручного управления не могли миновать Летно-исследовательский институт. К 1965 году в институте был накоплен большой опыт летных испытаний аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой (вертолетов, экспериментального летательного аппарата «турболет», СВВП).
Важную роль играло наличие высококлассных летчиков-испытателей, методического обеспечения для проведения летных исследований и испытаний по оценке и совершенствованию характеристик устойчивости и управляемости таких аппаратов на режимах посадки, создание и развитие принципиально новых экспериментальных средств. Область исследований была ограничена ручным управлением посадкой ПКА, под которым в данном случае понималось изменение посадочной траектории пилотом с целью осуществления посадки в заданную точку при непрерывном (в случае необходимости) воздействии на систему управления и использовании визуальной информации и данных об основных параметрах движения.
Решение данной проблемы даже в такой ограниченной постановке потребовало максимального использования ранее накопленного научно-технического потенциала. Такой потенциал в институте имел место в части создания и использования средств полунатурного моделирования с пилотом (оператором) в контуре управления и, главным образом, создания и развития методов применения летающих лабораторий с изменяемыми характеристиками устойчивости и управляемости.