Сергей Вальченко,
кор. «Интерфакса-АВН»,
специально для «Авиапанорамы»
Список престижных авиасалонов 2009 года завершила 10-я Международная выставка военно-морской и авиакосмической техники LIMA-2009, которая прошла с 1 по 5 декабря на малайзийском острове Лангкави. В отличие от салонов, состоявшихся в том же кризисном году в индийском Бангалоре, французском Ле Бурже или подмосковном Жуковском, малайзийская выставка потеряла в масштабе. Но не в остроте конкуренции мировых производителей авиатехники, представленных в Малайзии…

LIMA 2009: авиашоу в сезон дождей

«MALAYSIA – NUMBER ONE»

Тропический сезон дождей, который на западном побережье Малайзии отличается крайне переменчивой погодой и неожиданными грозами, внес свои коррективы в летную программу первого дня выставки LIMA-2009. Авиационных фотографов, занявших с утра самые удобные для съемки места, ждало разочарование: из-за дождя и низкой облачности запланированное авиашоу не состоялось. К сожалению, не только погода корректировала планы организаторов салона в этом году. Куда ощутимее оказалось влияние глобального кризиса.
Экспортоориентированная экономика большинства стран Юго-Восточной Азии и стран Азиатско-Тихоокеанского региона не могла не пострадать от глобального падения спроса. Соответственно, сократился объем средств, которые правительства этих стран могли бы безболезненно для социальных программ выделять на закупку вооружений, в том числе авиационных. В этих условиях, естественно, многие производители авиатехники сочли не очень рентабельным участие даже в такой крупной региональной выставке, какой всегда была LIMA. Сократился список участников, а те, кто все же счел необходимым прилететь на Лангкави, ужали свои экспозиции.
В результате впервые за последние годы LIMA не имела двух традиционно больших выставочных площадок – для демонстрации авиационной и военно-морской техники. Вся экспозиция уместилась на территории международного выставочного центра, расположенного на территории военно-гражданского аэродрома. Рядом с «сухопутным» павильоном и внутри его не совсем органично смотрелись морские катера различного назначения.
Сэкономили основные мировые экспортеры авиатехники и на демонстрации натурных образцов. Например, Россия впервые за все время участия в малайзийских выставках не привезла на Лангкави ни одного самолета или вертолета. Тем не менее, авиатехника, в том числе и российского производства, была представлена в небе Малайзии. Ее, в частности, виртуозно демонстрировали летчики малайзийских ВВС на самолетах МиГ-29 и Су-30МКМ. Кроме того, на стоянке можно было увидеть вертолет Ми-8 в противопожарном варианте, который эксплуатируется малайзийским аналогом нашего МЧС. ВВС Малайзии представили на выставке вертолет Agusta 109A, ВВС Сингапура – самолеты F16 «Falcon» и вертолеты AH64 Apache, ВВС Австралии – самолеты F111, ВВС Брунея – вертолет Black Hawk.
Словом, несмотря на явные трудности, правительство Малайзии и военное ведомство страны все же пошли на издержки и не отказались от проведения выставки LIMA-2009, организовав ее, как и всегда, на хорошем уровне. Очевидно, сказались здоровые амбиции страны, претендующей на роль одного из региональных лидеров. В Малайзии, кстати, многое делается для того, чтобы население искренне верило в то, что «Malaysia – number one».
Кроме того, Куала-Лумпур, судя по всему, внимательно отслеживает расклад сил в регионе. Очень ревниво малайзийцы относятся, например, к успехам соседнего Сингапура, который еще относительно недавно был частью Малайзии. Словом, внешнеполитический фактор здесь со счетов не сбрасывают, несмотря на традиционное миролюбие и гостеприимство. Малайзия также хорошо понимает выгоды той ситуации, в которой за ее рынок борются ведущие производители авиатехники. Выставка такую конкуренцию подогревает. А когда предложение превышает спрос, условия диктует покупатель – и в отношении цены, и в отношении качества.

РУССКИЙ ВОПРОС

Российский авиапром совершил прорыв на малайзийский рынок авиатехники 15 лет назад, поставив ВВС этой страны почти два десятка истребителей МиГ-29. Так закончилась американская монополия на поставки вооружений Куала-Лумпуру. Российский успех был закреплен в 2003 году полумиллиардной сделкой на поставку Малайзии 18 истребителей Су-30МКМ, специально модифицированных под требования малайзийских ВВС. В 2009 году последние самолеты этой партии были переданы Малайзии.
Для того, чтобы данный проект стал реальностью, «Рособоронэкспорт» вместе с Роскосмосом даже помогли Малайзии стать космической державой: в октябре 2007 года на российском корабле «Союз ТМА-11» к Международной космической станции слетал первый малайзийский космонавт Шейх Мушафар Шукор. Это было одним из пунктов контракта. Впечатление от полета, правда, несколько испортил незапланированный баллистический спуск корабля при возвращении на землю. При таком спуске экипаж испытывает перегрузки 8–9g, а не 3–4g, как обычно.
К сожалению, не обошлось без перегрузок и в российско-малайзийском военно-техническом сотрудничестве. Трудноразрешимой проблемой стало то, что российские партнеры не смогли обеспечить должный уровень послепродажного обслуживания поставленной авиационной техники. Вот как на эту тему высказался посол РФ в Малайзии Александр Карчава: «По российской технике у нас выдающаяся соотношение «цена-качество». Оно не побиваемо. С этой точки зрения, конечно, мы один из основных игроков на рынке вооружений. Но у нас есть слабое место, и об этом говорят, в частности, малайзийцы. После того, как мы завершаем поставку, возникают проблемы с обслуживанием, с поставкой запчастей».
Посол сообщил, в частности, что на последнем заседании российско-малайзийской межправкомиссии по ВТС малайзийские партнеры представили два случая из сферы военно-технического сотрудничества с Россией. «Одни – самый безобразный, когда поставка двигателя осуществлялась полтора года. А другой пример – самая «быстрая» поставка, тянулась пять месяцев. В то же время американцы гарантируют поставку деталей в регион в течение 48 часов», – сказал посол.
Как сказал ему один из руководителей малайзийских ВВС, Су-30МКМ – это, наверное, самая лучшая машина, которая когда-либо была на оснащении национальных ВВС. «Но когда мы вступаем с вами в отношения, мы часто вступаем на путь мытарств», – отметил малайзийский военачальник. А ведь этот фактор очень важен для любой страны, которая считает деньги, и особенно, – в условиях глобального финансового кризиса.
Как известно, по линии ВТС с Малайзией такие проблемы выявилось на этапе заключения контракта на поставку этой стране истребителей семейства «МиГ» в 1994 году. Российская сторона попыталась проблему решить, отчасти это было сделано. В Малайзии был создан центр обслуживания, но все равно проблемы остались.
Дополнительную остроту проблеме российского сервиса придает то обстоятельство, что перед ВВС Малайзии стоит вопрос: что делать с прослужившими верой и правдой 15 лет самолетами МиГ-29? Вариантов несколько. Один из них – модернизировать «МиГи» и продлить срок их службы. Возможен и второй вариант – отказаться от наличия в парке двух типов истребителей – «МиГ» и «Су» – в пользу, например, российских «сушек». При этом «МиГи» Малайзия могла бы с разрешения России перепродать третьей стране.
Любой из этих вариантов устроил бы российскую сторону. Осталось дело за малым – убедить малайзийских партнеров, что «ахиллесова пята» российского ОПК – сервисное обслуживание поставленной техники – будет не столь уязвима. Именно об этом, наверно, шла речь во время посещения российской экспозиции министром обороны Малайзии Ахмадом Захидом Хамиди.

ЭКСПОЗИЦИЯ

В Малайзии три десятка российских компаний, в том числе госкорпорации «Ростехнологии», «Рособоронэкспорт», холдинги «Вертолеты России», «Сухой», корпорации «МиГ» и «Тактическое ракетное вооружение», ЦКБ морской техники «Рубин», представили примерно 300 экспонатов продукции военного назначения. Всего в малайзийской выставке приняли участие более 450 экспонентов из 24 стран, и побывали 280 делегаций из 60 государств. Многофункциональный истребитель Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский) создан в ОКБ Сухого на основе индийского варианта – Су-30МКИ: тот же планер, двигатели с управляемым вектором тяги, цифровая система управления самолетом. Но при этом есть существенные изменения в бортовом оборудовании. Французская фирма Thales поставляет индикатор на лобовое стекло (HUD), инфракрасную систему переднего обзора (NAVFLIR) и контейнер подсвета цели лазерным лучом (LDP Damocles). На самолете установлены датчики фирмы Avitronics (ЮАР) для предупреждения о лазерном облучении и приближении ракет.
Ресурсные показатели Су-30МКМ, который предназначен для завоевания господства в воздухе, нанесения ударов по наземным и надводным целям с применением управляемых и неуправляемых ракет, соответствуют индийским Су-30МКИ: назначенный ресурс планера – 6000 часов или 25 лет, двигателей – 2000 часов. Эти цифры сравнимы с показателями новейших западных истребителей.
По информации «Рособоронэкспорта», на выставке в Лангкави наибольший интерес потенциальные заказчики проявили к многофункциональному сверхзвуковому истребителю Су-35, учебно-боевому легкому штурмовику Як-130, транспортно-боевому вертолету Ми-35М, а также вертолетам Ми-17В5 и Ми-171Ш. Кроме того, в связи с географическими особенностями региона, особый интерес практически всех делегаций был проявлен к морской тематике, особенно – к малым патрульным катерам «Соболь», «Мангуст», ракетному катеру «Молния», подводной лодке «Амур» проекта 1650, а также к десантному катеру на воздушной подушке «Мурена». Кроме того, делегации проявили интерес к огневым средствам, предназначенным для ведения морских противодесантных операций. Это, в частности, береговой комплекс ракетного оружия «Клаб-М».
При этом российская экспозиция была одной из самых посещаемых. Ее посетили более 15 делегаций, в том числе практически все военно-политическое руководство Малайзии во главе с премьер-министром и министром обороны страны.
ВВС Малайзии насчитывают 10 тыс. чел., 95 боевых самолетов. Самолетный парк: 25 Хок-108, -208, 8 F/A-18D, 13 F-5E и F, 2 RF-5E, 17 МиГ-29, 18 Су-30МКМ.