Алина Гайденко «Авиапанорама» продолжает тему модернизации экономики, начатую в №5-2009. Механизмам взаимодействия промышленности и банков было посвящено заседание Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по развитию авиационно-космического комплекса, проведенное совместно с Научно-экспертным советом по антикризисной политике в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Члены Комитета, представители научной элиты, ведущие работники промышленности и руководители банковского сектора говорили о необходимости модернизации отечественной экономики.
«Один из ключевых вопросов российской экономики – это проблемы модернизации взаимодействия промышленности и банков.
Остаётся много вопросов, и к главным из них следует отнести инерционность самих процессов модернизации и, как следствие этого, неэффективность механизмов взаимодействия российской промышленности и российской банковской системы.
В целом такая инерционность – это некоторый гордиев узел, который каким-то образом необходимо разрубить. С одной стороны, для модернизации промышленности нужны масштабные денежные вливания, а точнее – крупные долгосрочные кредитные средства, которые находятся у банков, с другой стороны, банки, владея этими средствами, придерживают их, обосновывая это общей отсталостью и отсутствием модернизационного потенциала нашей промышленности и поэтому, как следствие, большими рисками невозврата кредитных средств.
Как выходить из этого порочного круга – это главная проблема, которую мы предлагаем рассмотреть на сегодняшнем заседании», – сказал в своем вступительном слове председатель Комитета ТПП РФ по развитию авиационно-космического комплекса Александр Белоусов.

Представители Объединенной авиастроительной корпорации обозначили основную проблему во взаимодействии промышленности и банков – это отсутствие «длинных денег» под крупные, стратегические проекты, реализация которых может потянуть за собой развитие и смежных отраслей.
Причин отсутствия долгосрочных кредитных ресурсов у банков много, и одна из них – это отсутствие законодательного обеспечения этого процесса, а в целом назрела необходимость кардинального изменения в подходах к системе кредитования, в том числе и уход от тезиса, что увеличение кредитования проекта может привести в увеличению показателя инфляции. «Положение с ликвидностью в банках улучшено исключительно за счёт государственных ресурсов, ресурсов Центрального банка, а с точки зрения кредитования банки находятся в режиме выжидания.
Положение очень тревожное и оно требует, конечно, разработки принципиальных мер, прежде всего, по политике кредитования.
Мне кажется, что надо переломить нынешнюю политику вообще отношения к кредитам в нашей стране. Упорно, последние четыре–пять лет финансовые структуры нашей страны доказывают, что всякое наращивание кредитов – это гибель, это инфляция. Я считаю, что в нашей стране нет прямой связи между ростом инфляции и ростом кредитной массы. Это показывает и международный опыт. Необходимо политическое решение по этому вопросу, в том числе и в стенах Государственной Думы», – отметил Анатолий Милюков, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков, доктор экономических наук, профессор.
Развитие кредитования может только в одном случае увеличить инфляцию – если средства будут вложены в неэффективные проекты.

Тему инфляционных эффектов поддержал Виктор Полтерович, заведующий лабораторией математической экономики Центрального экономико-математического института РАН, академик РАН. Он, в частности, сказал: «Если говорить о диагнозе, чем на самом деле больна сейчас наша экономика, – это отсутствие эффективных проектов, отсутствие широкомасштабных эффективных проектов. И ровно из-за этого банки не выдают кредиты, несмотря на то, что они имеют деньги. Ровно из-за этого Правительство боится инфляции. Делать акцент исключительно на антиинфляционную политику, в части сдерживания кредитования, это неправильно. Не только практика, но и теория в действительности говорит об этом. Нужно предоставить эффективные проекты, для того чтобы убедить Правительство в том, что нужно стимулировать систему кредитования».

Заведующий кафедрой экономической теории и политики Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, академик РАН Абел Аганбегян отметил, что: «Россия в перспективе может занять первое место в мире по производству региональных самолётов (наши соперники – Бразилия и Канада), и второе, третье место по производству крупнотоннажных самолётов карго, и по объёму грузовых авиаперевозок».
Такого же мнения и вице-президент ОАК Александр Туляков, который отметил, что задача по выходу на лидирующие позиции в продаже региональных самолетов поставлена перед ОАК Правительством РФ, и разработанная корпорацией программа продаж новой авиатехники уже заручилась поддержкой со стороны Минпромторга и Минэкономразвития.
Для реализации крупномасштабных проектов, таких как строительство и реализация самолетов, нужны долгосрочные ресурсы с низкой ставкой кредитования. Ни российские авиакомпании, ни авиакомпании любой другой страны не в состоянии обеспечивать самостоятельно рыночные ставки. Российские авиакомпании не в состоянии нести процентную нагрузку более пяти процентов годовых.

«У финансовой системы есть риски, возможно, что у неё есть более интересные проекты. Но если мы хотим, чтобы в стране был собственный воздушный флот, то этот флот, к сожалению, только рынком не создаётся. На ближайшем этапе, на горизонте пяти лет, нам необходима поддержка наших продаж», — заявил генеральный директор Управляющей компании «ОАК–Гражданские самолеты» Владимир Смолко, который далее в своем выступлении описал предлагаемую ОАК систему финансирования продаж авиатехники в России.
В отличие от действующей системы субсидирования кредитов для компаний, программа ОАК предусматривает «выравнивание рыночной стоимости займов» с помощью выпуска государственных ценных бумаг.
Банк, предоставляя долгосрочное финансирование для приобретения самолётов, получает 15-летнюю государственную ценную бумагу, и это безусловное обязательство, имеющее суверенный риск. В отличие от существующей системы субсидирования, выплаты по суверенной бумаге не зависят от текущего бюджета страны. Таким образом, риск банка по неполучению этого денежного потока практически является на уровне суверенного, считают представители ОАК.
В чём привлекательность системы? По словам Владимира Смолко, прежде всего, это возможность с помощью использования «выравнивающей ставки» мотивировать банковскую систему эмитировать «длинные деньги».
Это необходимо на существующем этапе, т.к. комплексная модернизация банковской системы потребует, как уже говорилось выше, от 7 лет и больше, а авиастроение надо возрождать уже сейчас, времени на промедление нет. По оценкам зарубежных экспертов, предложенная система, это наилучшая практика, при условии, если ОАК, как производитель, заручившись гарантиями более высокого уровня, то есть снизив риск заёмщика, сможет обеспечить гарантии остаточной стоимости воздушных судов.
«Сейчас вторичный рынок российских самолётов практически не существует, промышленность практически стояла в течение 15 лет. Поэтому лидерную партию самолётов, это порядка 50 самолётов каждого из типов, нам необходимо обеспечить гарантиями остаточной стоимости. Это делается уже вне государственных регулятивов, то есть это будут обязательства ОАК, по которым, по нашему мнению, должен выдать банковские гарантии Внешэкономбанк, в любом случае эта сделка уже не является требующей денег, но кроме случаев дефолта, когда нам нужно будет произвести выкуп самолёта с рынка», – уточнил Владимир Смолко.
Таким образом, система финансирования продаж авиатехники в России, предложенная ОАК, включает два элемента: это система субсидирования через предоставление государственных ценных бумаг, которые выравнивают доходность до рыночной, плюс гарантии остаточной стоимости, которой обеспечены банковскими гарантиями Банка развития.

В ходе заседания были обсуждены и другие подходы к развитию промышленных предприятий в сложившейся ситуации, на примере конкретных предприятий. Геннадий Кулаков, генеральный директор завода «Авиагрегат», отметил: «Строительство самолётов в России ничтожно мало, поэтому, если бы мы только руководствовались этой специализацией, мы бы не смогли существовать. Для успешного развития предприятия необходима мобильная диверсификация производства».
Для предприятий вопрос модернизации является главным, с точки зрения необходимости эволюционных и революционных изменений своих активов, а главное, необходимости изменения системы управления предприятием.
Геннадий Кулаков поддержал предложения, высказанные в ходе заседания:
– в отношении необходимости задействования отраслевых ассоциаций;
– в части индикативного планирования: «Мировая практика в этой области проверена давно и показала свою эффективность, это ни что другое, как проект, заданный обществом, бизнесом и властью, при условии, что эти силы работают в одном направлении и охватывающий в целом все стадии производства, однако для реализации этого в России необходимо иметь соответствующую законодательную базу»;
– в части отсутствия эффективных проектов сказал об отсутствии у промышленников мотивации и готовности к реализации крупномасштабныхпроектов.

Юрий Голанд, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, отметил, что немаловажный аспект, тормозящий развитие экономики, – это резкая дифференциация в положении и банков, и предприятий.
«Проблема состоит в том, что есть несколько крупных «госбанков», которые находят надежных заемщиков. И есть небольшое число крупных предприятий, в основном с госучастием, которые не испытывают особой нужды в деньгах. И есть все остальные, которые тоже между собой дифференцированы, и положение которых очень трудно», – сказал Юрий Голанд. В банковской сфере такая же дифференциация – государство в лице Центробанка поддерживает 30 банков первой группы, а на 800 банков приходится менее 2% господдержки.

Отсутствие средств у более мелких банков может очень сильно ударить по средним и мелким предприятиям, которые стоят в цепочке производственного процесса крупного предприятия. У таких предприятий очень низкий коэффициент автономии, или практическое отсутствие собственных оборотных средств.
Без роли государства здесь эту тенденцию изменить нельзя, и государство должно изменить свою практику ориентации только на крупные банки и на крупные предприятия.

В заключение Александр Белоусов высказал необходимость комплексного решения поставленных в ходе заседания задач, с участием банковского сектора и производителей, а также отметил важную роль качественного менеджмента, который позволит сделать предприятия эффективными и перспективными, работать на репутацию, что позволит им заручиться поддержкой органов власти и банков.
Все эти и многие другие задачи предстоит решить нашей стране для модернизации экономики с целью возрождения промышленного потенциала страны с участием власти, общества и бизнеса.