Валерий Антошин,
кандидат военных наук 

Павел Мельник,
кандидат технических наук

Продолжение. Начало в № 5-2009

2. Самолеты корпорации Boeing

Семейство В737

Корпорация Boeing разрабатывает концепцию нового самолета для замены, примерно с 2016 г., самолетов В737. Предполагается создание двух образцов, первый на 100–130 мест, другой – большей вместимости. При этом учитывается неудачный опыт продаж модели В737-600, рассчитанной на 110 пассажирских мест, практически не имевшей спроса после проигрыша на рынке бразильскому самолету Embraer 190/195. Представители Boeing рассчитывают, что новый проект станет следующим большим проектом после самолета В787. Ожидается также создание нового двигателя для этой модели, который обеспечил бы примерно на 10–15% более дешевые эксплуатационные расходы.

Семейство В747

Самолет Boeing 747, часто именуемый Jumbo Jet, или просто «747», – первый в мире широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский авиалайнер. На момент своего создания B747 был самым большим, тяжёлым и вместительным пассажирским авиалайнером и оставался таковым в течение 35 лет, до появления самолета A380.

B747 имеет двухпалубную компоновку, при этом верхняя палуба значительно уступает по длине нижней. Многие авиакомпании, в том числе и в России, продолжают использовать В747 на особо загруженных маршрутах. В Азии В747 часто используется на средних и даже ближних маршрутах, особенно в Японии. Специально разработанный для внутренних линий Японии самолет В747-400D является рекордсменом по пассажировместимости – до 594 человек. Кроме этого, В747 всё так же используют и на самых протяжённых трансконтинентальных линиях. Самый большой парк В747 принадлежит японской национальной авиакомпании Japan Airlines – 73 самолёта. British Airways обладает крупнейшим парком самолетов модификации В747-400 –
57 единиц.

После создания модификации В747-400 рассматривалось множество вариантов усовершенствования самолёта, однако в 2005 г. был утверждён лишь проект В747-8.

В начале 2004 г. Boeing опубликовала планы создания самолёта В747 Advanced. Этот самолёт представляет собой удлинённый В747-400. На новом самолёте планируется использовать ряд новых технологий самолета В787.

В ноябре 2005 г. Boeing заявила о начале проекта, и самолёту было присвоено обозначение B747-8. В рамках этого проекта должны быть созданы две модели самолетов: пассажирский В747-8I и грузовой В747-8F. Начало эксплуатации этих новых моделей ожидается в 2010–2011 гг. В результате реализации этого проекта корпорация Boeing сможет занять нишу между самолетами В777 и А380. Стоимость разработки самолета составляет по разным оценкам, от $2 млрд до $4 млрд.

Проект межконтинентального самолета В747-8I рассчитан на 467 пассажирских мест в стандартной конфигурации с тремя классами комфортности и на данный момент является единственным представителем на рынке самолетов вместимостью 400–500 мест. Дальность полета самолета составляет 14 815 км. Проект грузового варианта самолета В747F рассчитан на перевозку грузов массой до 154 т на дальность до 8130 км. Разработчики утверждают, что эти самолеты будут значительно превосходить аналогичные самолеты корпорации Airbus и по полезной нагрузке, и по стоимости эксплуатации. Первый полет самолета В747F продолжительностью около 3,5 часов состоялся в начале 2010 г.

В октябре 2003 г. корпорация Boeing объявила, что ввиду высокой стоимости морских перевозок транспортировка деталей самолета В787 к месту окончательной сборки будет осуществляться по воздуху. Для этих целей планируется преобразовать B747-400 в грузовой самолёт с «открывающимся» фюзеляжем по типу самолета А300-600ST для перевозки отдельных частей крыла и фюзеляжа. Модернизацию планировалось провести на Тайване, для чего были приобретены два самолёта. Самолет получил название Dreamlifter и обозначение В747 LCF (Large Cargo Freighter). Теперь доставка в США деталей крыла самолета В787, производимых в Японии, занимает всего один день, ранее на это уходил месяц.

Семейство В757

Самолет В757 представляет собой моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом и однокилевым вертикальным оперением, оснащенный двумя турбовентиляторными двигателями. Самолеты данного типа эксплуатируются с 1983 года. Производство самолета было свернуто в 2005 году, и новых проектов в данном семействе в настоящее время не планируется.

Семейство В767

Спрос на самолеты данного семейства неуклонно падает. В перспективе возможно сохранение потребности лишь в грузовом варианте В767F, тогда как пассажирские самолеты будут постепенно заменены на модель В787.

Семейство В777

В777 – семейство широкофюзеляжных пассажирских самолётов для авиалиний большой протяжённости. Самолёт разработан в начале 1990-х гг., первый полёт совершил в 1994 г., а в эксплуатации поступил в 1995. Стоимость одного самолета составляет $200–287 млн.

Самолёты этого типа способны вместить от 305 до 550 пассажиров, в зависимости от конфигурации салонов, и имеют дальность полёта от 9 100 до 17 500 км. На самолете В777 установлен абсолютный рекорд дальности для пассажирских самолётов: 21 601 км. Производство самолетов В777 последних модификаций 777-300ER и 777F еще продолжается.

Семейство В787

Семейство самолетов В787, рассчитанных на 200–350 посадочных мест, предназначено для перелетов на расстояние от 6500 до 16 000 км. В создании самолета активно участвовали российские специалисты, которые, кроме поставок титановых заготовок и деталей, разрабатывали целый ряд ответственных узлов.

Первый полет самолета состоялся 15 декабря 2009 г. и продолжался около 3 часов. По состоянию на сентябрь 2009 г. было заказано 850 самолетов, кроме того, еще 70 заказов было потеряно в результате задержки программы разработки и неоднократного переноса даты первого полета.
На данный момент корпорация Boeing предлагает 4 варианта авиалайнера: В787-3 – 296-местный вариант с дальностью 6500 км, рассчитанный для загруженных маршрутов малой протяжённости. Эта модель заменит самолеты В767 и А300 на внутренних рейсах Японии. Корпорация Boeing получила заказы на эту модель от All Nippon Airways и Japan Airlines. Начало поставки – 2010 г. Стоимость самолета – $150–155,5 млн.

В787-8 – базовый вариант, рассчитанный на замену В767-300ER. Данный самолет вмещает до 250 пассажиров (в зависимости от конфигурации), дальность полета – 15 700 км. Начало поставок – 2010 г. Стоимость самолета – $161—171,5 млн.

В787-9 – удлинённый вариант с увеличенной дальностью полета, вмещающий до 290 чел. Самолет рассчитан на замену В767-400ER, а также
А330-200; А340-200 и др. Стоимость самолета – $194–205,5 млн. Начало поставок – 2012–2013 г.

В787-10 – удлиненный вариант предыдущей модели, вмещающий 350 пассажиров. Начало поставок – 2013–2014 г.

Рассматривается несколько вариантов самолета бизнес класса (VIP) на базе 8 и 10 моделей c дальностью полета до 18 000 км.

По сравнению с аналогичным самолётами данного класса (А330-200) масса фюзеляжа В787 значительно снижена (с 180 до 135 т) за счет широкого использования композиционных материалов (до 50% от массы конструкции). Это также позволило увеличить размеры иллюминаторов на 65%. В салоне поддерживается необходимый уровень влажности, а сам салон значительно усовершенствован.

Расход топлива снижен на 20% по сравнению с эксплуатируемыми аналогами, количество вредных выбросов – на 20%, затраты в расчёте на пассажиромилю сокращены на 10%, прогнозируемый размер экономии затрат на техобслуживание составляет около 30%.

(Продолжение следует)