Сергей Филипенков,
ведущий научный сотрудник ОАО «НПП «Звезда», кандидат медицинских наук
Первый Международный Форум «Технологии в машиностроении — 2010» (ТВМ-2010) прошел в подмосковном городе Жуковский на территории Транспортно-выставочного комплекса «Россия» на аэродроме «Раменское». Форум получил самую высокую оценку всех участников, гостей и делегатов. Организаторами готовится решение о проведении 2-го Форума в 2012 году с расширением масштабов мероприятия.

На протяжении пяти дней, с 30 июня по 4 июля, машиностроители России и их зарубежные партнеры, а также представители власти, научного сообщества и общественных организаций заинтересованно обсуждали перспективы развития машиностроения и налаживали деловые контакты. Форум объединил четыре ранее проводившиеся отдельно выставки: международную выставку по технологиям в машиностроении ИНТЕРМАШ-2010; 4-й Салон вооружений и военной техники МВСВ-2010; международные выставки АЭРОСПЕЙС-2010 и «Беспилотные многоцелевые комплексы UVS-TECH 2010».

Одной из особенностей объединенного мероприятия стало многообразие образцов беспилотных летательных аппаратов (БЛА) как самолетного, так и вертолетного типа. Наряду с уже известными разработчиками и производителями «Вега», «Иркут», «Радар ММС» и «Транзас» впервые свои изделия представили и другие машиностроительные предприятия, причем отдельные образцы БЛА уже используются в армии и в структурах МВД. Большой интерес к ним был проявлен со стороны пограничной службы, «Газпрома» и МЧС. Российский вертолётостроительный холдинг «Вертолёты России» представил свои БЛА вертолётного типа – «Коршун» и Ка-135. Они созданы в рамках программы по созданию модельного ряда БЛА вертикального взлёта и посадки трех классов: большой дальности (более 400 км), средней дальности (до 400 км) и малой дальности (до 100 км). Беспилотный вертолётный комплекс средней дальности «Коршун» с радиусом действия 300 км, массой 500 кг и полезной нагрузкой 150 кг имеет максимальную скорость 170 км/ч. Ка-135 – новый БЛА малой дальности, соосной схемы с поршневым двигателем и трехстоечным шасси, массой 300 кг, с радиусом действия до 100 км, полезной нагрузкой 100 кг и максимальной скоростью – 170 км/ч. Все представленные БЛА имеют возможности по дооснащению базовой платформы различными функциональными модулями и в значительной степени универсальны. Они предназначены как для военных задач, так и для контроля окружающей среды, воздушного патрулирования и охраны объектов, перевозки грузов, экологического мониторинга, для выполнения метеорологических функций, для обеспечения связи в труднодоступных районах.

В дни работы специалистов и зарубежных заказчиков демонстрационная программа Форума включала также динамические показы образцов вооружений и военной техники на специально построенном полигоне ТВК «Россия». В первые три дня работы Форум посетили свыше 10 тыс. специалистов. В следующие два дня массового посещения на полигоне прошел театрализованный показ военного вооружения и техники «Непобедимые и легендарные» и зрелищное шоу «танцующих танков», которое в выходные дни увидели еще почти 30 тыс. зрителей. Пробеговая трасса с различными препятствиями и водными преградами позволила показать возможности отечественной бронетанковой и колесной техники в условиях приближенных к боевым. Были продемонстрированы следующие отечественные новинки: автомобили «Волк» производства «ГАЗ», внедорожники «Лада», грузовые автомобили «Урал» и «КамАЗ», боевая машина пехоты «БМП-3», основной боевой танк Т-90А, танки Т-80У и Т-90С, боевые ремонтные машины, бронетранспортер «БТР-80» и зенитно-ракетный комплекс «Бук М-12». Кроме того, были показаны исторические образцы, начиная от первых танков СССР до легендарного танка Т-34 и гвардейского реактивного миномета «Катюша». За все время Форума выставки и полигон посетили около 50 тыс. человек.

Оказались полностью востребованными выставочные площади в современных комфортных павильонах, а это 15 000 м2, и на открытых площадках, еще свыше 26 000 м2. Здесь отечественные и зарубежные компании представили 900 экспонатов, в том числе 420 – натурных. Показано 35 образцов военной техники из наличия Вооруженных сил России, а также 85 ед. представлено предприятиями-производителями. На открытых площадках площадью более 3500 м2 находилась экспозиция образцов вооружения, военной техники и гражданской продукции машиностроительной отрасли, в том числе, в статической экспозиции демонстрировалось 23 ед. вооружения из арсенала Минобороны России, а также 25 ед. военной техники предприятий промышленности. Впервые на площади 2000 м2 была выставлена экспозиция Государственной корпорации «Ростехнологии» и входящих в корпорацию 28 холдинговых структур, а также коллективные экспозиции Волгоградской, Курганской, Омской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тульской областей и республики Татарстан, которые разместились в павильонах общей площадью около 6000 кв.м. В целом, очень насыщенная деловая программа собрала 314 компаний из 29 субъектов Российской Федерации, а также участников из 11 зарубежных стран: Белоруссии, Армении, Украины, Индии, Иордании, Франции, Южной Африки, Швеции, Швейцарии, Германии, Объединенных Арабских Эмиратов. В результате Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России было проведено 150 встреч и переговоров по линии военно-технического сотрудничества с руководством и представителями официальных делегаций военных ведомств и промышленных компаний из 28 зарубежных государств (Азербайджан, Алжир, Ангола, Армения, Белоруссия, Бангладеш, Бельгия, Вьетнам, Греция, Египет, Иран, Ирак, Канада, Индия, Казахстан, ОАЭ, Таиланд, Тайвань, Перу, Сирия, Украина, Уганда, Йемен, Китай, Чехия, Финляндия, Франция и ЮАР). В ходе встреч, в закрытом формате, обсуждались вопросы реализации имеющихся контрактов, а также были намечены планы подписания новых контрактов на будущем Форуме «ТВМ-2012».

Научная программа Форума насчитывала 28 конференций, круглых столов и семинаров с международным участием, на которых выступили более 250 докладчиков. Участниками научно-технических мероприятий стали более 3500 специалистов 42 иностранных компаний из 18 стран, включая Glock (Австрия), AVL LIST Gmbh (Австрия), FM HERSTAL (Бельгия), Rohde&Schwarz (Германия), MTU (Германия), Finmeccanica (Италия), Bell Labs (США), Renault (Франция), EADS (Франция), Thales (Франция), SAGEM (группа SAFRAN) (Франция), Alcatel-Lucent (Франция), LOM PRAHA (Чехия). Модернизация производства, инновации, новые технологии, международное сотрудничество – главные темы конференций, дискуссий и круглых столов деловой программы.

Открыло Форум представительное пленарное заседание «Техническая и технологическая модернизация машиностроительного комплекса – основа развития экономики страны». В нем участвовали Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, другие представители правительства, руководители отечественных и зарубежных компаний, ученые. С докладами и в дискуссии выступили: Председатель Государственной Думы ФС РФ Б.В. Грызлов; заместитель Председателя Правительства РФ И.И. Сечин; заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ С.Ю. Орлова; директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству М.А. Дмитриев; генеральный директор Госкорпорации «Ростехнологии» С.В. Чемезов; президент Российского научного центра «Курчатовский институт», секретарь Общественной палаты РФ Е.П. Велихов; генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса в Российской Федерации Ф. Шауфф; президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Р.В. Троценко; генеральный директор ОАО «ММП им В.В.Чернышева» А.С. Новиков; директор Ассоциации машиностроительных технологий Чехии И.В.Чапек; генеральный директор ОАО «КАМАЗ» С.А. Когогин; генеральный директор компании Renault в России Кристиан Эстев; председатель Правления и генеральный директор компании «Сименс АГ» Петер Лёшер; вице-президент компании Finmeccanica Николас Залонис; президент, генеральный директор компании Thales Люк Винерон. В ходе первого дня работы Форума состоялись также рабочие встречи В.В. Путина с президентом Йеменской Республики Али Абдаллой Салехом и с председателем правления компании Siemens AG Петером Лёшером. В дальнейшем В.В. Путин осмотрел выставочные экспозиции предприятий, входящих в состав Госкорпорации «Рос-технологии».

В своем выступлении на пленарном заседании Председатель Правительства РФ заявил: «России необходимо сильное и конкурентоспособное машиностроение. Сейчас, когда в отрасли работает свыше 4 млн человек и более 7,5 тысяч предприятий, поддержка машиностроения была одним из приоритетов антикризисной программы Правительства Российской Федерации в прошлом году, конце позапрошлого года». Особое внимание глава правительства уделил авиации и поделился своим видением развития этой высокотехнологичной отрасли машиностроения следующим образом: «…буквально на днях европейский сертификат получил отечественный двигатель нового регионального авиалайнера «Сухой Суперджет 100».

Недавно я был на одном из наших ведущих предприятий авиамоторостроения, на «Сатурне», мы там говорили о необходимости продвижения этого продукта, и вот 23 июня текущего года международный сертификат был получен. К концу года начнутся серийные поставки этого самолета заказчикам. Мы убеждены, что российский авиапром способен найти свое место на глобальном рынке и связываем с этим серьезные надежды. Мы прекрасно себе представляем ситуацию на мировых рынках. Прекрасно представляем себе, как остра там конкуренция, насколько там заняты и освоены ниши. Но мы нацелены на то, что у нас свои возможности и свои ниши. Это и магистральные самолеты, это специальная авиационная техника, это боевая техника, где у нас абсолютные конкурентные преимущества. Это транспортные самолеты, причем такие, которых в мире сейчас практически строить-то никто не может. А мы – можем. Мы должны сказать и о перспективах в этом смысле по кооперации с нашими украинскими партнерами, имея в виду совместную работу по продвижению самолетов семейства «Антонов».

Генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии» С.В. Чемезов в своем выступлении обратил внимание Председателя Правительства РФ и делегатов заседания на то, что корпорация успешно сотрудничает с мировыми лидерами в таких отраслях, как авиастроение, автомобилестроение, энергетика, телекоммуникации, биотехнологии, медицинская техника. Есть и положительный опыт в военно-техническом сотрудничестве, который может быть применен в продвижении на внешние рынки отечественной гражданской продукции. ГК «Ростехнологии» решает задачи по внедрению передовых зарубежных технологий, стремясь существенно сократить время, необходимое для комплексной модернизации как отдельных предприятий, так и отраслей экономики в целом. С.В. Чемезов привел ряд примеров продвижения отечественной продукции на международные рынки. Он сообщил, что Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» и «Вертолеты России» начинают производство вертолетов совместно с итальянской компанией. С «Дженерал Электрик» планируется создание совместных предприятий в сфере энергетики, производство газотурбинных энергетических установок и производство высокотехнологичной медицинской техники. Мировой лидер по производству титана, отечественная корпорация «ВСМПО-Ависма» кооперируется с такими промышленными гигантами в области авиастроения, как компании «Боинг», «Эрбас», «Эмбраер», «Роллс-Ройс» и «Гудрич». Создано и успешно работает совместное предприятие «Урал Боинг Мануфактуринг». В июне 2010 г. ГК «Ростехнологии» договорилась с руководством «Боинга» о совместном создании предприятий, которые будут производить комплектующие, в том числе и для самолетов фирмы «Боинг». Эти же предприятия будут заниматься ремонтом и сервисным обслуживанием самолетов, которые продаются фирмой в российские авиакомпании. Приоритетами в модернизации отечественного машиностроения для ГК «Ростехнологии» является реализация проектов в области композиционных материалов, биотехнологий, промышленной энергоэффективности и энергосбережения, мобильных и беспроводных систем связи.

ГК «Ростехнологии» выступила организатором целой серии конференций Форума, а именно: «Инновации-XXI», «Инновации в авиастроении», «Инновационные решения для модернизации и технологического развития предприятий машиностроения», «Информационные технологии и системы управления». В ходе этого же пленарного заседания глава ФСВТС Дмитриев сообщил, что портфель заказов предприятий российского оборонно-промышленного комплекса превышает $40 млрд. Он заявил, что «военно-техническое сотрудничество остается для многих предприятий значимым источником поступления денежных средств». Дмитриев отметил, что сейчас российские предприятия ведут ВТС более чем с 80 странами мира, а «90% экспорта вооружений приходятся на 10 стран, среди которых, в частности, Индия и Китай».

Генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф заметил, что российско-европейское сотрудничество в научно-технической сфере имеет давние традиции и постоянно развивается, а выдвинутая руководством России задача модернизации экономики придала сотрудничеству мощный импульс, в частности, на саммитах «ЕС – Россия» в Стокгольме и Ростове-на-Дону, где лидеры Евросоюза и Российской Федерации договорились о тесном взаимодействии, направленном на диверсификацию российской экономики и ее становление на путь инновационного развития. По мнению Франка Шауффа, «Международный Форум «Технологии в машиностроении – 2010» является уникальным местом встречи российских и зарубежных экспертов в области машиностроения. Он, безусловно, послужит поискам перспективных путей в развитии российской экономики и будет содействовать укреплению российско-европейского сотрудничества».

Заместитель Председателя Совета Федерации, президент Некоммерческого партнерства «Российское водное общество» Светлана Орлова на пленарном заседании сообщила, что сегодня любое предприятие, которое хочет развиваться и модернизироваться, должно думать об экологии. Из всего объема вредных выбросов, попадающих в окружающую среду, на машиностроение приходятся 1–2 %. Однако машиностроительные предприятия характеризуются при производстве продукции высоким уровнем загрязнения среды и используют огромное количество воды. «Экономия воды в производстве сегодня позволит повысить энергоэффективность промышленных процессов и снизить уровень загрязнения в несколько раз…Участникам форума хотелось бы пожелать не забывать, что любое производство должно быть экологически чистым, энергоэффективным и конкурентоспособным», – подчеркнула она. «России нужна разумная политика, когда загрязнитель платит, а общественность контролирует, нужна система мер поддержки для предприятий, которые добросовестно занимаются очисткой вредных выбросов в окружающую среду… Вода становится очень важным сегментом, и Правительство России в ближайшее время примет государственную программу «Чистая вода», – отметила Орлова. «Следующее столетие станет столетием воды, когда водные ресурсы станут дороже, чем нефть», –заключила свое выступление заместитель Председателя Совета Федерации.

Затем состоялась конференция «Модернизация и переоснащение производственной и технологической базы отрасли. Современное оборудование и технологии для машиностроительных заводов – инновационные технологии и высокотехнологичное оборудование», организованная Минпромторгом России и ГК «Ростехнологии». Открывая мероприятие, заместитель министра промышленности и торговли РФ Юрий Борисов обозначил предмет конференции – техническое перевооружение и модернизация предприятий оборонно-промышленного комплекса. Выступавшие специалисты озвучили проблемы модернизации в таких отраслях, как авиастроение и судостроение, станкостроение. Особо актуальна в условиях продолжающего кризиса была проблематика финансирования инвестиционных проектов в области модернизации и инноваций. Подводя итоги, участники сошлись во мнении, что внедрение высоких технологий является важнейшей задачей, которая в перспективе должна обеспечить России конкурентные преимущества на мировом рынке. В рамках данного заседания генеральный директор ЦАГИ Б.С. Алешин представил видение повышения эффективности планирования технологического перевооружения в авиации. Он отметил, что «технологии являются основным конкурентным преимуществом. Потенциальные возможности по их созданию у нас есть, нужно только правильно организовать работу. Без должного уровня технологий, без технологий нового качества бессмысленно браться за разработку какого-либо нового проекта».

В тот же день состоялась 1-я Всероссийская конференция по теме «Роль стандартизации, метрологии, оценки соответствия в развитии производства инновационной и высокотехнологичной продукции в Российской Федерации», проведенная по инициативе руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование, бывший Госстандарт) Г.И. Элькина. Открыл конференцию заместитель руководителя Агентства Евгений Петросян, который подчеркнул: «Тема пленума особо актуальна, так как поможет обеспечить конкурентоспособность российских товаров и послужит ускорению экономического развития». Он остановился на вопросах формирования механизма экспертизы нормативных документов, совершенствования систем мониторинга.

В свою очередь, президент международной организации по стандартизации ИСО (International Organization for Standardization – ISO), руководитель ЦАГИ Б.С. Алешин выразил обеспокоенность состоянием стандартизации. Выступая на заседании конференции с докладом «Активизация роли России в деятельности Международной организации по стандартизации (ИСО)», Б.С. Алешин констатировал печальную истину: «Стандартизация в нашей стране абсолютно не имеет прикладного значения. Она, к сожалению, по-прежнему не является насущной необходимостью для большинства российских предприятий. А между тем признанные во всем мире стандарты ИСО позволяют компаниям с меньшими затратами выводить на международные рынки собственную продукцию, успешно взаимодействовать с иностранными партнерами и иметь более высокую конкурентоспособность».

Завершил деловую программу первого дня Форума круглый стол на тему «Экологизация машиностроения. Эффективное использование водных ресурсов в машиностроительном производстве», модератором которого снова выступила С.Ю. Орлова. По ее словам, «инновации, которые есть сегодня в российском машиностроении и водной отрасли, могут быть интересны как для иностранных компаний, так и для российских, они также могут найти свое применение в рамках реализации инновационного проекта в Сколково». Свой интерес к обмену опытом и современным технологиям в водной сфере подтвердил чрезвычайный посланник, полномочный министр и торговый представитель Венгерской Республики в РФ Иштван Чозик. Он пояснил, что в Венгрии были разработаны и уже осуществлены экологические программы, поэтому есть желание венгерской стороны передать опыт, а также представить разработки в области технологической и органической очистки для их применения в России. Венгерские компании готовы осуществить серьезные инвестиции в проекты в рамках российской программы «Чистая вода». В ходе круглого стола по экологии была представлена подробная информация о проектах, реализуемых предприятиями России в сфере водного хозяйства. В частности, генеральный директор ЗАО «МЕТТЭМ Технологии» В.А. Маслюков рассказал о современных технологиях снижения засоленности воды, ее рециркуляции, технологии защиты от железокислых бактерий. «Внедрение таких новых технологий позволит предприятиям существенно снизить затраты, а многие предприятия об этом просто не знают… У нас есть хорошие шансы для прорыва российских водных технологий, которые могут быть реально конкурентоспособны на международном рынке», – сообщил В.А.Маслюков. Подводя итоги заседания круглого стола, С.Ю. Орлова отметила, что проблема экологизации машиностроения впервые поднята именно в рамках Форума. «Важно то, что эта тема поднята, развитие обсуждения темы будет происходить на Байкальском форуме и на Международном Форуме «Чистая вода» в октябре этого года в Москве», – подчеркнула в заключение заместитель Председателя Совета Федерации.

1 июля 2010 года состоялась организованная секретариатом ОДКБ и ФСВТС России международная конференция «Оснащение Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) современными и совместимыми образцами вооружения, военной и специальной техники». Открывая конференцию, генеральный секретарь ОДКБ Н.Н. Бордюжа определил главной темой мероприятия практический интерес к военно-техническому сотрудничеству. После вступительного слова участники конференции приступили к обсуждению конкретных проблем за закрытыми дверями и заслушали выступления представителей объединенного штаба и секретариата ОДКБ относительно требований, предъявляемых к подразделениям и частям воинских контингентов, действующих в составе коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), а также по унификации и совместимости военной техники. Отдельным пунктом повестки было обсуждение требований к перспективным образцам вооружения, военной и специальной техники, которая используется для оснащения КСОР. В тот же день подписано соглашения о создании Межгосударственной корпорации развития. Цель создания корпорации – научно-промышленная и высокотехнологическая кооперация стран ОДКБ. В церемонии подписания приняли участие генеральный секретарь ОДКБ Н.Н. Бордюжа и первый заместитель директора ФСВТС А.В. Фомин. Основу новой корпорации составят интеллектуальные и производственные активы государств-участников ОДКБ. В настоящее время намерение войти в корпорацию подтвердили производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» (Россия) и корпорация «АК-Марал» (Кыргызстан). В рамках деловой встречи прошли рабочие совещания с представителями ОПК Армении и Казахстана, которые высказали готовность войти в создаваемую Корпорацию развития. Соглашением предусмотрено, что она будет сформирована до 30 декабря и обеспечит создание более 3000 рабочих мест, а совокупный объем производства Корпорации до 2020 г. составит 50 млрд руб. В заключение мероприятия состоялся координационный совет уполномоченных органов государств-членов ОДКБ по вопросам рекламно-выставочной деятельности, на котором принято решение об участии в следующем Форуме «ТВМ-2012».

Другим крупным мероприятием, посвященным военно-техническому сотрудничеству, стал круглый стол на тему «Оборонно-промышленное сотрудничество и материально-техническое снабжение в многонациональной среде: извлеченный опыт и возможности для России и НАТО». Обсуждались пути трансформации НАТО и способы более эффективного международного сотрудничества, возможные международные бизнес-проекты в материально-техническом обеспечении при сотрудничестве с Россией, а также состояние и проблемы военно-технического сотрудничества между Россией и НАТО. После чего состоялся пресс-брифинг представителя Российской Федерации при Организации Североатлантического договора в Брюсселе Д.О. Рогозина совместно с и.о. заместителя Генерального секретаря НАТО по оборонным инвестициям, начальником Директората вооружений Международного секретариата НАТО Ричардом Фро. На вопрос журнала «Авиапанорама» о возможности кооперации России и стран блока НАТО в области авиационных технологий Ричард Фро сообщил, что такое взаимодействие осуществляется по линии научно-технического партнерства, касающегося использования отечественной транспортной авиации и инфраструктуры аэропортов России в транспортных операциях НАТО в Азии. Как заключил Д.О. Рогозин, проведенные на Форуме дискуссии подтвердили необходимость продолжения диалога между Россией и НАТО не только в штаб квартире НАТО в Брюсселе, но и в рамках следующего Форума «ТВМ-2012».

Проблемам перевода машиностроения на инновационные рельсы были посвящены сразу несколько секций конференции «Инновации – XXI», организованной ГК «Ростехнологии». Открыл эту конференцию директор Института радиотехники и электроники РАН и Института нанотехнологий микроэлектроники РАН академик Ю.В. Гуляев. Он констатировал отставание отечественного наукоемкого производства и необходимость осуществления в XXI веке инновационных проектов в области энергетики, телекоммуникаций, космоса, ядерных технологий, а также в машиностроении. Были затронуты такие вопросы, как инновационные пути развития фотоэлектроники в военном приборостроении, проблемы энергоэффективности, решение задач кадрового обеспечения, тенденции развития современных телекоммуникаций. Выступили также первый заместитель директора ГК «Ростехнологии» А.В. Алешин, генеральный директор ОАО «Росэлектроника» А.В. Зверев, директор ФГУП «НПО «Орион» А.М. Филачев, а также представители компаний SKF и главный исследователь лаборатории Bell Labs Родни Алфернесс. Подводя итоги мероприятия, Ю.В. Гуляев подчеркнул: «без инновационных технологий нет пути в XXI век. Необходима тесная работа с наукой, поддержка тех отраслей, в которых Россия преуспевает. Только такой путь сделает нашу страну высокотехнологичной державой».

Инновациям в авиастроении и инновационным решениям для модернизации и технологического развития предприятий машиностроения были посвящены две секции этой конференции, а именно: Секция №1 «Инновации в авиастроении», ведущий директор НТЦ ОАО «ОАК» профессор В.А. Каргопольцев; Секция №2 «Инновационные решения для модернизации и технологического развития предприятий машиностроения», ведущий – заведующий кафедрой мехатроники и робототехники БГТУ «Военмех» профессор Д.В. Васильков, а также отдельная конференция по теме «Передовые авиационные технологии и научные разработки для машиностроения», организованная ЦАГИ и руководимая первым заместителем генерального директора ФГУП ЦАГИ, исполнительным директором С.Л. Чернышевым. Выступая на конференции с обзорным докладом, президент Национальной ассоциации наноиндустрии, академик РАЕН М.А. Ананян обозначил перспективы использования нанотехнологий в авиастроении. Он сообщил, что оптические, электронные, магнитные, каталитические или механические свойства материалов, традиционно применяемых при строительстве летательных аппаратов и их систем, могут быть настроены при помощи управляемого синтеза макроскопических объектов с использованием атомных и молекулярных компонентов. Это открывает возможности для создания интеллектуальных материалов и материалов с управляемыми свойствами, которые не могут быть произведены при помощи традиционных методов. Генеральный директор ЗАО ЦНТУ «Динамика» А.А. Литвиненко рассмотрел вопрос использования инновационных механизмов при разработке авиационных тренажеров, приведя в качестве примера ряд проектов, реализованных компанией. Особое внимание он уделил коммерциализации интеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности. Заведующий кафедрой химической технологии и новых материалов МГУ профессор В.В. Авдеев сделал оригинальный доклад о перспективах использования полимерных композиционных материалов на основе высокопрочных непрерывных волокон. По его словам, в настоящее время ведутся работы по организации совместного российско-германского проекта создания композитов, сочетающих высокие механические характеристики с высокой теплопроводностью в ориентированном направлении. Также в рамках работы МГУ совместно со специалистами ведущих немецких университетов и инновационных компаний планируется разработка углепластиков с высокотемпературными связующими, которые позволяют расширить диапазон температур эксплуатации летательных аппаратов.

Конференция «Вопросы формирования сотрудничества при реализации инвестиционных проектов с использованием беспилотных систем», организованная ООО «ЭКСПО-ЭКОС», прошла уже в четвертый раз, но впервые она была проведена на площадке Международного Форума «Технологии в машиностроении-2010», где на выставочной экспозиции можно было ознакомиться с уже производимыми у нас в стране БЛА. Открывая мероприятие, заместитель руководителя ФСВТС К.Н. Бирюлин подчеркнул значимость использования БЛА как в интересах силовых органов, так и в народном хозяйстве: «Тема БЛА актуальна как никогда, потому что самым важным для нас является жизнь наших людей, сотрудников, специалистов».
В выступлении заместителя министра транспорта А.Г. Шнырева была затронута тема нормативно-правового обеспечения. Он отметил, что над проблемой формирования законодательства по использованию БЛА ведутся работы в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в авиационных администрациях США и Евросоюза. Основной проблемой является обеспечение безопасности полетов при совместном использовании воздушного пространства как пилотируемыми, так и беспилотными летательными аппаратами.

О создании наиболее современных и конкурентоспособных БЛА вертолётного типа как основного направления в беспилотной авиации, активно развивающейся в последнее десятилетие, доложил исполнительный директор ОАО «Вертолёты России» А.Б. Шибитов. Он отметил, что рынок БЛА оценивается как один из наиболее динамичных и очень перспективных, поэтому российское вертолётостроение обязано занять на нем свою нишу. В данном контексте основная задача холдинга «Вертолёты России» – разработать многофункциональные БЛА, обладающие высокой надежностью и простотой в обслуживании. ОАО «Вертолёты России» планируют создавать комплексы с БЛА различного целевого назначения для использования потребителями в широком диапазоне условий. «В качестве платформы для создания беспилотных комплексов рассматриваются российские пилотируемые вертолёты: легкие Ми-34, Ка-226, «Патруль», «Ансат», «Актай». Сегодня ОАО «Вертолёты России» проводит инициативную научно-исследовательскую работу по определению технического облика системы автоматического управления БЛА вертолётного типа. Финансирование проекта осуществляется за счет внутренних средств холдинга», – отметил директор программы «Комплексы с беспилотными вертолётами» Г.И. Бебешко.

Директор программ по комплексам с БЛА из ОАО «Концерн «Вега» А.А. Сыроежко также отметил, что беспилотные технологии являются инвестиционно-привлекательным проектом двойного назначения, который может успешно реализоваться как в военной сфере, так и в народном хозяйстве. И первые шаги в этом направлении уже сделаны, принят ряд документов, а именно: «Концепция применения комплексов БЛА в Вооруженных силах РФ» и «Межведомственная концепция создания перспективных комплексов». В то же время, назрела необходимость в комплексной целевой программе создания БЛА на десятилетнюю перспективу.

По той же теме при участии в качестве модератора начальника Центра ОАО «НТЦ Промтехаэро» А.В. Лапина были проведены круглые столы «Пилотный инвестиционный проект «Мониторинг и охрана морских объектов с использованием беспилотных систем», «Вопросы разработки, изготовления и эксплуатации гражданских беспилотных систем» и «Вопросы создания беспилотных систем военного назначения», на которых активно обсуждалось состояние и перспективы промышленного производства и оснащения БЛА.

Конференция «Прогнозирование перспективных направлений развития машиностроения и выработка стратегии реализации проектов развития, формирование полноценной финансовой и технологической инфраструктуры инновационной экономики» состоялась в рамках Форума под председательством генерального директора компании «Центр инфраструктурных проектов» В.А. Третьяка, генерального директора ОАО «ЦНИИТМАШ» А.В. Дуба, ведущего сотрудника сектора междисциплинарных проблем Института философии РАН В.Г. Горохова, генерального директора НТО «ИРЭ-Полюс» В.П. Гапонцева и директора научного центра ОИЯИ В.Н. Шкуденкова. В ходе обсуждения были освещены проблемы модернизации предприятий, в частности, актуальные вопросы развития, эффективного производства и инноваций. В ходе конференции были выработаны рекомендации, которые помогут предприятиям отрасли успешно преодолеть возникающие проблемы. Среди них нужно отметить целенаправленное и более эффективное образование специалистов, создание специальных центров обучения и повышения квалификации. Также была отмечена необходимость более детального планирования и прогнозирования проектов и развитие менеджмента проектов.

Блок вопросов, посвященных формированию благоприятного инвестиционного климата в машиностроительной отрасли, был освещен в ходе конференции, организованной Госкорпорацией «Внешэкономбанк» при участии АКБ «Новикомбанк». Также состоялся семинар «Привлечение финансирования в машиностроительном секторе», организованный ЗАО «БДО». Кроме того, стратегический партнер Форума, АКБ «Новикомбанк» подписал соглашения о сотрудничестве с ведущими научными институтами и предприятиями машиностроительной отрасли, направленные на расширение объемов и спектра банковских услуг, предоставляемых предприятиям России, финансирование приоритетных проектов и программ их развития.

В рамках программы Форума 2 июля состоялся заключительный ряд конференций и круглых столов, посвященных выработке стратегии реализации проектов развития, инновациям в сфере информационных технологий и материаловедения, правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности и авиационного топливо¬обеспечения в гражданской авиации. Кроме того, продолжили работу конференции «Беспилотные многоцелевые комплексы» и «Роль стандартизации, метрологии, оценки соответствия в развитии производства инновационной и высокотехнологичной продукции в РФ».

Один из наиболее актуальных круглых столов завершающего дня работы со специалистами был посвящен правовой защите результатов интеллектуальной собственности в сфере военно-технического сотрудничества. Открывая его работу, заместитель Министра юстиции РФ В.Н. Лихачев напомнил, что работа по предотвращению правонарушений в области защиты прав на интеллектуальную собственность ведется ФГУ «ФАПРИД». Поэтому большая часть докладов и выступлений была сделана представителями этого учреждения. Так, генеральный директор «ФАПРИД» В.В. Зубрин подчеркнул важность создания правовых механизмов по защите интеллектуальных прав России на международной арене, «что будет являться выражением политической воли ее лидеров». Практически все выступающие были единодушны в том, что работа в области правовой защиты интеллектуальной деятельности в сфере ВТС является ключевым звеном модернизации экономики.

Круглый стол по проблемам военно-патриотического воспитания молодежи прошел 3 июля в пресс-центре Форума. Участники этого круглого стола ознакомились с новыми инициативами ДОСААФ и Минобразования РФ относительно создания центров военно-патриотического воспитания, а также проведения эксперимента по допризывной подготовке в учреждениях дополнительного образования, а не только в школах. Участники круглого стола делились опытом патриотического воспитания, проведения военно-исторических реконструкций, организации досуга, поддержки волонтерского движения и заслушали выступления, посвященные молодежной политике в городах Жуковском, Ступино, Коломне и других районах Московской области. Организаторами столь актуального мероприятия выступили Администрация городского округа Жуковский и Комитет по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области. Подводя на пресс-конференции итоги трех дней работы Форума со специалистами, руководитель Дирекции ТВМ-2010 А.Ю. Левин отметил, что в рамках программы было проведено 28 конференций, круглых столов и семинаров, посвященных всем аспектам деятельности машиностроительных предприятий. Со стороны российских предприятий и зарубежных партнеров отмечался повышенный интерес к представленной программе мероприятий, что позволяет констатировать – Форум состоялся как полноценная площадка для продвижения продукции отечественного машиностроения на мировой рынок, для обсуждения насущных проблем отрасли, выработки новых подходов к ее модернизации, повышению инвестиционной привлекательности и переходу на инновационный путь развития.