Владимир Карнозов На заседании коллегии ФСВТ 29 февраля с.г. были подведены итоги деятельности российской гражданской авиации в прошлом году и поставлены задачи на ближайшую перспективу.

С основным докладом выступил директор ФСВТ Владимир Андреев. Он охарактеризовал 1999 г. как “еще один год испытаний на прочность” для всей системы российской гражданской авиации (ГА). В прошлом году сильный удар по экономике авиакомпаний нанесло резкое, более чем в три раза, повышение цен на авиатопливо. В результате – рост стоимости билетов (в среднем на 50%) и, как следствие, дальнейшее падение объемов перевозок.

Всего в 1999 г. российские авиакомпании перевезли 21,5 млн пассажиров и 496 тыс. т грузов. Падение объемов на международных линиях составило 12,8%, при незначительном, на 4,2%, росте на внутренних трассах. Грузовые перевозки выросли на 14%, причем почти полностью за счет внутреннего рынка. Операционная прибыль от деятельности ГА в 1999 г. составила 3,3 млрд руб.

Тенденция к улучшению безопасности полетов, наблюдаемая в последние несколько лет, имела место и в прошедшем году. Число происшествий на воздушном транспорте уменьшилось на треть. Причины аварий – нарушение наставлений (13 случаев), ошибки экипажа (6), неправильная эксплуатация (2) и отказ техники (1). К числу положительных итогов прошедшего года также относится увеличение коэффициента занятости кресел с 58 до 62%, причем на внутренних линиях он увеличился с 59,8% до 65%.

В 1999 г. ФСВТ, совместно с другими государственными органами, проводила последовательную политику по предотвращению перегруза ВС. Андреев отметил, что по данному направлению удалось достичь определенных успехов и, несмотря на продолжающееся отчаянное противодействие, ФСВТ продолжит бескомпромиссную борьбу с нарушителями.

В числе новых проблем – рост количества поддельных запасных частей к авиатехнике. Такая ситуация наблюдается не только в России и СНГ, но и во всем мире. В качестве средств борьбы с этим явлением ФСВТ предусматривает введение сертификатов и лицензий на поставку запчастей и их компонентов.

Большая работа была проведена в 1999 г. органами безопасности на воздушном транспорте. Выявлено более 25 тыс. попыток провоза запрещенных грузов, изъято 11 тыс. единиц оружия и 80 тыс. единиц боеприпасов к ним, 13 т взрывчатых и опасных веществ.

По состоянию на начало 2000 г. парк российских авиакомпаний насчитывал более 7000 ЛА, в том числе свыше 2000 магистральных авиалайнеров и тяжелых грузовых самолетов, 2400 вертолетов. Но регулярно выполняет полеты только половина ВС от списочного состава.

В системе ГА функционируют 722 предприятия, в том числе около 300 организаций, имеющих лицензию эксплуатанта авиатехники. Из них 96 выполняют полеты на регулярной основе. До 98% всего объема работ по перевозке пассажиров и грузов приходится на 50 крупнейших авиакомпаний.

В 1999 г. численность занятых в системе ГА сократилась на 14,5 тыс. человек, до цифры в 231,1 тыс., а средняя зарплата возросла с 2345 до 3100 руб. По сравнению с предыдущим годом общая задолженность предприятий перед своими работниками по заработной плате сократилась в 1,7 раза.

Подводя анализ итогов 1999 г., руководитель ФСВТ сделал следующие выводы:

  1. ГА России имеет достаточные фонды и потенциал чтобы удовлетворить потребности страны в авиаперевозках, но избыточные фонды и провозные мощности парка ВС зачастую тормозят развитие ГА, в том числе ее переоснащение на новую авиатехнику.
  2. Период “беспредельного рынка” заканчивается, стремление к “быстрой наживе” уступает место заботе о будущем, методичной работе на перспективу.
  3. Прекращается выяснение отношений между авиационной промышленностью и авиакомпаниями (“кто виноват?”), начинается процесс налаживания партнерских, взаимовыгодных отношения между производителями и эксплуатантами авиатехники.

Ведущие самолето- и двигателестроительные ОКБ и серийные заводы достигли определенных успехов в доведении новых типов техники до мирового уровня в плане надежности и эксплуатационной экономики, в частности, авиалайнеров Ту-204, Ил-96 и их силовых установок.

Основными приоритетами в деятельности ГА в 2000 г. остаются безопасность полетов, регулярность выполнения рейсов и экономическая эффективность перевозок. Ставится задача повышения эффективности использования имущества государства в структурах ГА. Руководитель ФСВТ обратил внимание коллегии на выступление и.о. президента Владимира Путина 22 ноября прошлого года, в котором он назвал сложившееся положение дел в области государственного имущества “нетерпимым” в силу того, что оно не приносит государству доходов. С целью лучшего использования имеющихся ресурсов, будет проводится реструктурирование и реформирование системы ГА в соответствии с концепцией, утвержденной Правительством РФ.