Ан-148В последнее десятилетие мировой рынок производства гражданских воздушных судов в основном структурировался, особенно в нише средне- и дальнемагистральных самолетов. Пожалуй, один из немногих сегментов, где наблюдается достаточно активная конкуренция, — рынок региональных и ближнемагистральных самолетов. Производство таких воздушных судов налажено в ряде западноевропейских стран, Канаде, Бразилии и др.

На постсоветском пространстве наибольшую активность в этом направлении проявляет один из самых успешных разработчиков авиационной техники – АНТК им. О.К.Антонова. В достаточно короткие сроки создан и серийно выпускается в Харькове самолет Ан-140, поступивший в эксплуатацию в 2002 г. В настоящее время шесть самолетов обслуживают в общей сложности около 60 регулярных рейсов в неделю. В июле этого года на Ан-140 перевезен стотысячный пассажир. Разворачивается выпуск этого самолета и в России, на самарском предприятии «Авиакор – авиационный завод».

Опыт эксплуатации самолетов Ан-140, а также Ан-38 (в России и Малайзии) позволяет рассчитывать на успешную эксплуатацию нового регионального самолета разработки АНТК им. О.К.Антонова — Ан-148.

Основа концепции Ан-148 — создание самолета нового поколения, наиболее полно отвечающего потребностям авиаперевозчиков, нужного и удобного эксплуатантам. Воплощая эту идею в жизнь, «Антонов» и его партнеры используют новейшие технологии, а также опыт, накопленный при создании пассажирских самолетов Ан-24, Ан-28, Ан-140 и Ан-38.

Ан-148 сможет успешно эксплуатироваться в широком диапазоне климатических условий в любое время суток с хорошо и плохо оснащенных аэродромов, в том числе со сложными воздушными подходами, расположенных в густонаселенных районах и горах, на высотах до 3000 м. Высокая экономическая эффективность, современный уровень технического и эксплуатационного совершенства, высокая степень конструктивно-технологической и эксплуатационной унификации — все эти качества заложены в Ан-148. При разработке самолета большое внимание уделялось работе с потенциальными заказчиками. Генеральный конструктор АНТК им. О.К.Антонова Петр Балабуев отмечает: «Мы работали вместе с авиакомпаниями, начиная с осевых линий».

Организация работы с эксплуатантами проходила в рамках созданного в 2002 г. Совета партнеров по программе Ан-148, в который вошли ведущие авиапредприятия России и Украины, лизинговые компании и промышленные предприятия-партнеры по созданию Ан-148.

Как показала работа Совета, стремление удовлетворить запросы различных перевозчиков требует создания целого семейства машин различной пассажировместимости, дальности полета, взлетной массы и пр. Его диапазон по пассажировместимости и дальности превосходит семейства конкурентов и обеспечивает более широкую рыночную и эксплуатационную нишу. В настоящее время разработано 7 вариантов Ан-148: 5 вариантов Ан-148-100, предназначенных для перевозки от 10 до 80 пассажиров на дальность 2000-8700 км, и два варианта самолета с удлиненным фюзеляжем Ан-148-200 в диапазоне от 80 до 100 пассажиров и дальности до 2000-4500 км. Каждый самолет семейства, разработанный для максимального соответствия индивидуальным требованиям заказчиков, будет иметь сертификат. Широкая унификация агрегатов планера, применение единой силовой установки, единый состав бортового радиоэлектронного оборудования, а также модульный состав самолетного и пассажирского оборудования обеспечивают более высокую рентабельность при производстве и эксплуатации самолетов семейства Ан-148.

Активное участие летчиков авиакомпаний и летчиков-испытателей АНТК им. О.К.Антонова в процессе создания Ан-148 позволило наилучшим образом подготовить кабину экипажа новых самолетов. Просторная, комфортная, с большим углом обзора кабина оснащена современными системами и оборудованием, необходимыми для управления полетом на любых воздушных трассах мира, в том числе на маршрутах с высокой интенсивностью полетов. Двигатели самолета Д-436 имеют систему автоматического управления и контроля, позволяющую оптимизировать их работу на всех участках пути, повысить надежность, сократить расход топлива и стоимость обслуживания. По просьбе авиакомпаний рассматривается также возможность оборудования Ан-148 американскими двигателями компании General Electric CF36-10.

Высокий уровень комфорта обеспечен и в кабине пассажиров. Достигнут он большим объемом салона, багажно-грузовых помещений и багажных полок, рациональной компоновкой и составом сервисных помещений, низким уровнем шума. Современный дизайн интерьера, удобные кресла, идеальные климатические условия — вот что предстоит оценить пассажирам Ан-148.

При этом самолеты Ан-148 выгодны и с экономической точки зрения. Цена самолетов этого семейства на 20-30% ниже стоимости западных аналогов. Прямые эксплуатационные расходы самолетов Ан-148 в условиях эксплуатации авиакомпаниями России на 10-15% ниже, чем у конкурентов. Безубыточная загрузка при налете 2700 ч/год на международных авиалиниях меньше, чем, например, у ERJ, на 10 пассажиров (35 против 45 пассажиров или 44% против 60%), а на внутренних авиамаршрутах СНГ и РФ — примерно на 20 пассажиров (53 против 75 или 66% против 100%).

В настоящее время АНТК им. О.К.Антонова и его партнеры строят первые экземпляры базового Ан-148-100. В производстве головной партии Ан-148 участвуют Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, Воронежское акционерное самолетостроительное общество, Киевский государственный авиазавод «Авиант», десятки других предприятий России, Украины и стран дальнего зарубежья. Они, а также лизинговая «Ильюшин Финанс Ко.», выступают как стратегические партнеры, создавая сегодня единое предприятие с российско-украинским капиталом «Международный Авиационный Проект-148». Строительство головной партии идет высокими темпами, с использованием современных компьютерных технологий, что существенно повышает качество документации, значительно сокращает затраты на подготовку производства, изготовление агрегатов и деталей. Сегодня сборка первого экземпляра самолета заканчивается, идет монтаж и отработки его многочисленных систем. 13 июля из Запорожья поступили двигатели Д-436-148, разработанные и изготовленные ЗМКБ «Прогресс» и ОАО «Мотор Сич» на базе сертифицированного Д-436. Новые двигатели оснащены системой автоматического управления и контроля, оптимизирующей их работу на всех участках полета, повышающей надежность, сокращающей расход топлива и стоимость обслуживания. Они также отвечают современным требованиям ICAO и «Евроконтроля». Назначенный ресурс двигателя — 40 000 ч, 20 000 циклов.

Помимо первого экземпляра, идет постройка второго и третьего самолетов головной партии. На втором, также предназначенном для летных испытаний, также монтируют системы и оборудование. На нем уже установлено шасси и хвостовое оперение. Третий экземпляр в настоящее время находится в стадии стапельной сборки.

Вскоре первый, а за ним и второй Ан-148 поднимутся в небо. Они пройдут полный комплекс сертификационных испытаний на соответствие авиационным нормам АП-25, JAR-25, Главы IV требований ICAO по шуму на местности и эмиссии авиационных двигателей. В конце 2005 г. самолет поступит в эксплуатацию. 11 авиакомпаний России и Украины уже высказали намерение приобрести в общей сложности более 100 самолетов Ан-148. Были подписаны соответствующие протоколы о намерениях, в том числе с авиакомпаниями «Красноярские авиалинии» (12 самолетов) и «АэроСвит» (10 самолетов). Планируется, что большая часть опционов будет конвертирована в твердые заказы уже этой осенью.

Самолет Ан-148, являясь по сути интегрированным украинско-российским продуктом, имеет хорошие перспективы в значительной степени удовлетворить потребности России, Украины и других стран СНГ в воздушных судах для региональных авиаперевозок. С учетом современной организации послепродажного обслуживания эти изделия вполне могут быть реализованы на зарубежных авиарынках, особенно в странах Азии, Африки и Латинской Америки, где имеется многолетний опыт эксплуатации самолетов «Ан».

Украина и Россия обладают мощным совокупным авиационным производственным и научно-техническим потенциалом, способным реализовать самые современные проекты по созданию и внедрению авиационной техники. Все это позволяет рассчитывать на успешное и эффективное внедрение в эксплуатацию самолета Ан-148.