Алексей Лашков
кандидат исторических наук
Часть 3. Гражданская война и военная интервенция

Развал старой русской авиации и создание на ее основе Красного Воздушного Флота (КВФ) и ВФ белых армий лишь усугубили проблемы с воздушной безопасностью. Самолетный парк воюющих сторон оказался сильно изношенным и являлся причиной большинства аварий и катастроф в воздухе. По оценке командования КВФ только за период активной фазы Гражданской войны (до апреля 1920 г.) разбилось насмерть 64 красных летчика (табл. 1) и 307 авиаторов получили травмы средней тяжести.
Эти сведения приводятся без учета безвозвратных потерь в летных школах, где авиакатастрофы происходили с заметной периодичностью. Не лучшая обстановка складывалась и в белой авиации, имевшей схожие причины летных происшествий, в том числе, и по техническим параметрам.
Так, находившийся на вооружении авиаотрядов Вооруженных Сил на Юге России (ВСЮР) английский самолет типа «Ариет» (R.E.8) стал причиной многих аварий со смертельным исходом. На этом основании его признали абсолютно непригодным к боевой работе. Не лучшего мнения об аппарате были и в красной авиации.
О проблемах воздушной безопасности говорили многочисленные приказы того времени. Несомненно, летные происшествия тщательно расследовались на различных уровнях. Преимущественно комиссии создавались в авиационных отрядах (группах, дивизионах) с последующим докладом о результатах работы инспектору авиации армии (фронта). К нарушителям летной дисциплины на местах принимались самые строгие меры, вплоть до увольнения из состава Воздушного Флота. Приведем лишь несколько примеров. 3 июня 1919 г. военный летчик 4-го самолетного отряда Донской авиации штабс-капитан З.В.Снимщиков в нарушение запрета Инспектора авиации ВСЮР выполнил самостоятельный полет с исполнением фигур высшего пилотажа на малой высоте. Только боевые заслуги белого летчика спасли его от неминуемого отчисления из авиации. С другой стороны, трагически чуть не закончился показ своего коронного номера «Ширинкинская тройка» («штопор до земли» с посадкой «впритирку» к земле) краснолетом А.Д.Ширинкиным на столичном Ходынском аэродроме, что привело к временному запрету этой фигуры в Красном Воздушном Флоте.
С отсутствием штатных структур в центральном аппарате основная нагрузка по организации безопасности полетов легла на авиационные школы. Руководство ВФ воюющих сторон стремилось своими распоряжениями регламентировать работу учебных заведений, обращая особое внимание на сохранение жизни пилотов. Так, решением комиссии Московской школы высшего пилотажа от 26 октября 1919 г., были разработаны нормы оценки способностей учеников-летчиков. Определялся порядок отчисления неподготовленного летного состава, в том числе, и по медицинским показателям. Только за период с 1 января 1920 г. по 23 июня 1921 г. 45% от общего числа учеников было отчислено по неуспеваемости, 10% – разбилось насмерть в ходе учебных полетов. По мнению доктора медицины Д.В.Дельберга (консультанта по авиационной санитарии при Всероссийском авиационно-воздухоплавательном обществе), большинство выпускников школ КВФ в годы Гражданской войны не соответствовали своей летной квалификации. После подавления Кронштадтского восстания (1921 г.) командующий КВФ А.В.Сергеев был вынужден признать «очень слабую летную подготовку» своих подчиненных. Это обстоятельство заставило воспользоваться услугами бывших белых пилотов, показавших хорошую боевую выучку на советско-польском фронте и в решении внутренних военных конфликтов, которыми были богаты двадцатые годы прошлого столетия.
В 1920 г. комиссией в составе врачей С.Е.Минца, А.Б.Грановского и летчика В.В.Макеева была разработана специальная статистическая карта, благодаря которой можно было объективно изучать причины того или иного летного происшествия.
В следующем году эта карта была разослана по всем авиационным частям КВФ. Вскоре в Советской России вышла книга с громким названием: «Отчего гибнут летчики (авиационные катастрофы и их причины)». Чтобы представить себе ее содержание, приведем лишь основные разделы этого большого исследовательского труда (табл. 2).
Переход страны от войны к мирному строительству поставил новые задачи перед руководством страны и Красного Воздушного Флота в области воздушной безопасности.