Владимир Осипов С момента начала реализации в США программы Space Shuttle в мире неоднократно предпринимались попытки создания новых многоразовых кораблей. Здесь можно вспомнить французский проект Hermes, начатый в конце 19702х гг. и закрытый в 1994 г. На него было израсходовано около $2 млрд. Английский проект беспилотного воздушно-космического самолета HOTOL, государственное финансирование которого прекратилось через три года после начала разработок. Проект воздушно-космической системы Sanger, разработанный в середине 19802х в ФРГ,
в связи с финансовыми проблемами так и не вышел из стадии «чертежей». Несмотря на то, что новые программы разработки многоразовых кораблей появляются как грибы после дождя, до сих пор ни одна из них не принесла успеха. Потерпели неудачу и программы NASP и RLV – попытки США создать МТКС второго поколения на замену Space Shuttle. Основной причиной закрытия большинства программ явилась чрезвычайно высокая стоимость их реализации. Значит ли это, что у многоразовых транспортных космических систем (МТКС) нет перспектив?
Программа эксплуатации МТКС «Спейс Шаттл» оказалась значительно сложней и дороже, чем в период обоснования необходимости ее создания. Порядка $3 млрд необходимо для подготовки «челноков» к полету, на содержание средств наземной и космической инфраструктуры, обеспечивающей выполнение программы.

Скачать статью в формате pdfСкачать статью в формате PDF

Эта статья представлена на сайте в виде отдельно-скачиваемого файла в формате PDF. Нажмите на эту ссылку чтобы скачать файл на свой компьютер.