Виталий Витебский

Мировой финансовый кризис существенно повысил активность всех органов власти по вопросам, связанным с оказанием государственной поддержки производителям отечественной продукции. В частности, получил очередной рождественский подарок и оборонно-промышленный комплекс. К счастью, этот подарок не носит сиюминутного характера, а связан с решением давно назревших и постоянно ставившихся организациями ОПК вопросов по оптимизации налогообложения развивающихся высокотехнологичных компаний.
Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в числе ряда изменений, отменена уплата НДС за технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также для основных амортизационных групп увеличен с 10 до 30 % размер «инвестиционной премии». Рассмотрим эти решения несколько подробнее.
Предложение об освобождении от уплаты НДС импортируемого оборудования для нужд технического перевооружения неоднократно обсуждалось на различных уровнях власти, до Совета Безопасности Российской Федерации включительно. Эта поправка укладывается в русло провозглашенной Правительством Российской Федерации политики стимулирования импорта дефицитного высокопроизводительного оборудования, которое пока в России не производится или производится в недостаточном количестве.
Необходимо подчеркнуть, что в условиях мирового финансового кризиса и уже начавшегося в результате него снижения цен на товары инвестиционного спроса такое решение приобрело дополнительное положительное значение, так как оно позволит произвести необходимые закупки оборудования при экономии государственных (и частных) средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов.
Вопрос об «инвестиционной премии» также имеет весьма долгую историю. В Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2116-1 «О Налоге на прибыль предприятий и организаций» (статья 7 «Льготы по налогу») предоставлялась возможность льготного использования части прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.
При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшалась на эти суммы. При этом используемые налоговые льготы не должны были уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 процентов.
С введением 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации (с 1 января 2002 года) были отменены льготы по налогу на прибыль организациям, осуществляющим капитальные вложения производственного назначения. Аргументировалась эта отмена снижением общей ставки налога на прибыль с 35% до 24%. Такое решение не было поддержано представителями промышленности, поскольку оно отменяло существенный механизм поддержки организаций, осуществляющих реконструкцию и технологическое перевооружение. Ведь реально для таких организаций ставка налога на прибыль не понизилась, а повысилась с 17,5% до 24%. (Против общего снижения налоговой ставки, естественно, никто не возражал).
Несогласие промышленности с создавшейся ситуацией привело к тому, что Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с целью более быстрого списания затрат в статью 259 Налогового кодекса Российской Федерации было введено положение, дающее право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения до 10 процентов первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения.
Указанное положение вступило в силу с 1 января 2006 года и впервые предусматривало единовременно учесть в составе расходов 10 процентов первоначальной стоимости основных средств. Анализ итогов 2006 года показал недостаточную эффективность принятой меры; организации по-прежнему испытывают острую нужду в собственных инвестиционных ресурсах. В целях стимулирования развития технического перевооружения производства Российским союзом промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации предлагалось увеличить размер инвестиционной премии до 30% первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения.
В новом законе это предложение учтено. Теперь налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств… В третью – седьмую амортизационные группы теперь входят основные средства со сроком полезного использования от 3 до 20 лет включительно, то есть средства, создающие основные элементы затрат на технологическое перевооружение.
Таким образом, реализованы два очень важных предложения организаций оборонной науки и промышленности, которые будут полезны как при преодолении кризиса, так, особенно, после выхода из него, когда повысится прибыльность организаций.
В упомянутом законе, кроме рассмотренных новаций, понижена с 24 до 20 % ставка налога на прибыль. Естественно, что, как и в предыдущий раз, такое решение можно только приветствовать.
Принятые решения, в совокупности с другими мерами государственной поддержки, позволят продолжать и наращивать технологическое перевооружение ОПК, являющееся необходимым условием обеспечения национальной безопасности нашей Родины.